Вербная суббота: читаем по пунктам

Ве́рбная неде́ля — неделя в народном календаре славян, шестая неделя Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

Блок: 1/13 | Кол-во символов: 253
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Как праздновать Вербное воскресенье

  1. Подготовка к празднику начинается за несколько дней. Люди срезают веточки вербы и ставят дома в воду, чтобы они распустились.
  2. Празднование Вербного воскресенья начинается вечером в субботу. В церквях проходят богослужения и освящение вербы.
  3. В воскресенье в церквях также идет служба, и священники окропляют вербные прутики святой водой.
  4. После службы люди приносят освященные веточки домой, кладут их возле икон и хранят в этом месте в течение года. Для привлечения силы, здоровья и достатка легонько хлестают по спине вербными прутьями членов семьи.
  5. Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье выпадает на Великий пост. В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина.

Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо – воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1093
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Беседа 1

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня одна сестра, которой я не позволил придти в храм по болезни, сказала мне: «Сегодня такая хорошая служба».

Плохой службы нет. Все хороши, ибо никакая служба неповторима, каждая своеобразна. Правда, в наше время мы сами, зачастую, делаем их похожими друг на друга, выкидывая некоторые места и вставляя совсем несоответствующие концертные песнопения.

Что же дает нам сегодняшнее богослужение? Ныне мы пришли не только для того, чтобы стоять со свечами и вербами. Мы пришли, чтобы встретить Господа, но не так, как встречали Его еврейские дети, которые кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних» (Мф. 21:9). Ибо мы знаем то, чего не знали они.

Господь зовет нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовет нас дать Ему другие одежды и другие ветви.

Господь, совершив воскрешение Лазаря, идет в Иерусалим и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царство Небесное. Только тот, кто умалился как дитя, войдет в него.

«Оставьте детей приходить ко Мне», – говорит Господь (Мф. 10:14), и дети первые почувствовали любовь Его к Ним и воспевают Ему «Осанна». А за ними и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгоняя бесов, очищая от проказы. Этот самый народ вспоминает все это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладет свои одежды.

А Господь, когда увидел Иерусалим, куда Он направлялся, заплакал о Нем, сказав: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день, узнал, что служит к миру твоему» (Лк. 19:42).

Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедывали о Мессии и пели ныне «Осанну», но не были просвещены светом и не могли в своей гордости принять Того Света, который просветит всех человеков.

Как же мы будем встречать Господа, мы, которые знаем, зачем Он идет в Иерусалим? «Грядет Господь на вольную страсть». Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, а как идущего на Крест.

«Днесь благодать Святого Духа нас собра, и вси вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в высших». Вот наша «Осанна», вот как мы должны Его ныне прославлять. А мы как?

А вот мы думаем, что собрались, чтобы петь Ему как отроки: «и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе Победителю смерти вопием»…

Но, братие и сестры, многие из нас и так не могут воспевать, многие и сейчас находятся в состоянии, в котором далеко отстоят от еврейских отроков.

А святая Церковь через богослужение зовет нас не к этому, а к другому, и тропарь, который мы мало слышим, и который зачастую не поется, раскрывает наше истинное состояние:

«Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Вот мы, люди Нового Завета, спогребаемся Тебе. И недаром те, которые нынче утром были в храме, слышали вместо Трисвятого: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Посему к этому времени всегда приурочивали Крещение взрослых, чтобы они могли встретить Христа, сподобившись крещения.

Мы все спогребаемся Христу и сподобляемся вечной жизни Его Воскресением. И не только мы знаем, что так должно быть, но многие и чувствовали, что это так.

Когда святая Церковь в последние дни Великого поста зовет нас поклониться Грядущему Господу, зовет нас, очистившихся от греха, пришедших со свечами и вайями; мы должны понять, Кого мы встречаем, и что мы должны дать Ему.

При крещении мы получаем одежду, Его одежду, а затем у нас есть ветви добродетелей, ибо душа дает плод добродетелей и потому св. Церковь воспевает:

«Вайя добродетелей, братие, принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею»…

Где же у нас наши добродетели, или, как говорят Св. Отцы, наше уподобление Богу?

У многих из нас нет этих ветвей, но они должны быть, ибо мы не только должны востановить в себе образ Божий, но и работать над уподоблением. Каждый должен иметь и имеет одежду крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Это одежда нетления, одежда Христова, она нами оскверняется, но она нами же может и очищаться в таинстве покаяния и причащения.

Итак, мы собрались ныне, чтобы проводить Господа на страдание, ибо Он не идет воцариться, как думали отроки еврейские, а идет «заклатися и датися в снедь верным».

И мы ныне должны предстоять, очистив душу, «ум очистив», как поется в тропаре Алексия человека Божия. А это зависит от того, как мы провели св. Четыредесятницу.

Где наши ветви, где наши ризы, которые мы должны были вновь получить через покаяние и причащение Тела Христова, где наша жизнь в Господе?

Вот ныне каждый из нас должен дать Господу не ветви вайя, не эти вещественные старые одежды, которые, как и одежда крещаемого, есть только символ.

Но можем ли мы дать Ему хотя бы одежду Адама, дать ту одежду, которую Он дал нам?

Мы плохо провели св. Четыредесятницу, и можем ли участвовать ныне в этой радости, ибо к радости зовет нас Церковь – радостно сораспяться и умереть с Господом?

Не поздно еще, не поздно идти, грядет Господь на вольную страсть. И настанет время, когда святая Церковь поведет нас от смоковницы, зачахшей за то, что она не приносила плода, на Тайную Вечерю, на предательство в Гефсимании, к Пилату и Ироду, затем на Голгофу, и, наконец, позовет нас соучаствовать погребению вместе с Иосифом и Никодимом.

Свечи, которые мы держим вместе с ветвями вайя, говорят нам о том, что мы должны иметь зажженными светильники веры. Потому и крещаемые стоят со свечами не только во время таинства; до и во время всей литургии.

Итак, ныне встречая Господа, будем иметь светильники наши зажженными, принесем Ему одежды наши нетленные, Боготканные; а затем мы, люди Нового Завета, должны были бы не только в радости встречать Господа и петь вместе с отроками, но и принести Ему плоды душ наших – ветви добродетелей.

Вот чему учит нас нынешний праздник, вот что значит жить со святой Церковью и встречать Господа, идущего на страсть, вот что значит:

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземши крест Твой глаголем: «Благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних».

Аминь.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 6401
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/verbnaja-subbota/

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками — то яровые хороши будут». В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре.

Блок: 3/13 | Кол-во символов: 270
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Беседа 2

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, тем же и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе Победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Если мы верим, что Христос есть воистину Победитель смерти и «Первенец из умерших» (1Кор. 15:20), то это значит, что не только Христос воскрес, но и мы некогда воскреснем; веруя в воскресение Христово, мы веруем не в Его только, но и в наше воскресение.

Господь сказал, что настанет день, «когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25, 29). Для всех настанет этот страшный, а, вместе с тем, радостный день. Желаем мы этого или не желаем, все мы восстанем из гробов, вызванные Словом Божиим от смерти в жизнь, все должны будем подчиниться этому закону, положенному в основу мироздания. Но для одних этот день будет днем величайшей радости, а для других – днем ужаса и плача.

Для тех, кто в этой земной жизни шел путем веры, путем созидания в своей душе Царствия Божия, кто еще здесь, на земле, стяжали залог вечной жизни, день этот будет днем радости. «Истинно, истинно говорю вам, – сказал Господь, – слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Преп. Сергий и преп. Серафим не придут на Суд, ибо они веровали Господу и воскресли душой прежде воскресения тела. Поэтому в последний день общего воскресения они, услышав глас Господень, восстанут и возрадуются. Но для многих день этот будет днем плача и сетования, днем великого ужаса. Ужас состоит не в том, что все мы некогда умрем, потому что и сейчас многие люди, живущие не в прекрасном мире, созданном Господом, но в созданном ими самими страшном мире страстей, тяготятся своей жизнью и желают добровольно прекратить ее. Ужас состоит в том, что мы не только умрем, но и воскреснем, и для многих это будет «воскресение осуждения». Если бы мы по-настоящему веровали бы словам Господа, мы дали бы себе отчет в том, почему мы не радуемся по-настоящему Воскресению Христову и почему мысль о том, что мы воскреснем, вызывает в нас ужас. Мы поняли бы тогда, что это происходит потому, что живя на земле, мы не создаем в своей душе Царствия Божия и не идем по пути стяжания Вечной Жизни.

Предваряя великий день общего воскресения, Господь Иисус Христос прежде Своего Страдания воскресил из мертвых Лазаря. Лежащий во гробе «четырехдневный» Лазарь услышал глас Господа, воззвавшего его к жизни: «Лазарь, иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11:43–44).

Воскрешение Лазаря было не нарушением, а утверждением, или, как говорит тропарь сегодняшнего дня, «уверением» закона всеобщего воскресения, положенного Господом в основу мироздания. Закон этот ужасен для грешников и бесконечно радостен для праведников. Таким был бы он и для нас, если бы мы, придя сегодня вечером в храм, принесли с собой не ветви вайи, а вайи добродетелей, которые должны расцвести в наших душах.

На протяжении всей Четыредесятницы св. Церковь вела нас путем покаяния и очищения наших душ, путем взращивания в них ваий добродетелей, путем воскресения души прежде общего воскресения. Вспомним, к чему призывают нас великие песнописцы церковные, проповедники и руководители наших душ на пути покаяния; в особенности, в эти последние дни, когда мы вместе с Господом и Его учениками шли Заиорданскою стороною в Вифанию и в Иерусалим: «Приидите, уготовим Господеви к сретению ветви добродетелей носяще Ему: тако бо Его приимем, яко во граде Иерусалиме, в душе нашей поклоняющеся и поюще Его» (Вторник Ваий, утреня, трипеснец, песнь 9).

Много духовных утешений дала нам Церковь в эти святые дни. Воистину красным и радостным могло быть для нас время св. Четыредесятницы, если мы проводили ее в покаянии, если все то, что мы совершали и творили в эти дни, мы приносили Господу от сокровища нашего сокрушенного сердца. Вот и сегодня вечером мы будем стоять в храме, держа в руках зажженные свечи и цветущие ветви, которые Церковь именует «знамениями победы». И цветущие ветви и зажженные свечи – это только внешнее выражение праздника, все это для нас только знамение внутреннего духовного празднования. Цветущие ветви – знамение победы над грехом и духовного цветения душ наших, а огонь свечей, которые мы будем держать сегодня в руках, должен напоминать нам о том благодатном огне, который Спаситель пришел зажечь в наших душах.

Сегодня мы стоим в преддверии великих дней – Страстей Господних. Давайте же хотя бы в эти предпраздничные дни поймем, что нас ожидает или величайшая радость, или величайший ужас воскресения. И нет для нас иного, третьего пути. Поэтому, приступая ныне к Страстям Господним, отложим свои страсти.

Еще не поздно и сегодня вступить на путь очищения душ – ведь даже в самый великий день Воскресения мы будем петь: «Очистим чувствия и узрим». Господь идет на вольную Страсть, идет распяться за нас. Неужели же и в эти дни мы не отложим всего, что мешает нам соединиться с Ним: ненависти, злобы, клеветы, в которых сами мы задыхаемся. Неужели и сегодня не поймем, что все мы восстанем, и многие из нас восстанут для плача и рыдания. И пусть не смерть страшит нас, а то, что воскреснув, мы поймем, как напрасно прожили эту жизнь.

Св. Церковь предупреждает нас, она предостерегает нас от того, чтобы мы не оказались подобны тем, которые «глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:15).

Давайте же в эти святые дни отложим владеющие нами страсти, направим все силы наших душ на служение Господу. Тогда, живя еще здесь, на земле, мы откроем наше сердце для Вечности, мы будем радоваться жизни, и в нас проснется стремление к вечной жизни. День за днем, все более и более будут открываться наши души для познания Вечного.

И тогда уже не с ужасом, а с великой радостью мы будем думать о дне последнего воскресения. Тогда мы даже не предстанем пред Страшным Престолом Судии, но будем радоваться, взирая на Господа в день последнего воскресения.

К этому и призывает св. Церковь словами сегодняшнего тропаря: «Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием. Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне».

Аминь.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 6349
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/verbnaja-subbota/

Великий пост: что можно есть в Лазареву субботу и Вербное воскресенье

В Лазареву субботу и Вербное воскресенье в строгостях Великого поста допускаются некоторые послабления. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом, а также рыбу и морепродукты. В Лазареву субботу традиционно едят рыбную икру. Также в эти дни — последние перед Страстной неделей — разрешается красное вино.

Все остальные запреты Великого поста остаются — под полным запретим мясное и молочное, также не поощряются различные увеселения и плотские утехи. Эти дни даны верующим для духовных радостей и для того, чтобы поддержать силы перед Страстной неделей, которая предваряет главный христианский праздник — Светлую Пасху Христову.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 710
Источник: https://riafan.ru/1170835-lazareva-subbota-i-verbnoe-voskresene-2019-kogda-otmechayutsya-istoriya-i-tradicii

Свойства освященной вербы

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. В церкви рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу. Также можно делать с нее целебные настои, проводить ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия.

Ритуалы с освященной вербой

  • Для очищения от сглаза и злых духов бьют легко по спине членов семьи освященными вербными прутьями и при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет!». Для привлечения силы, здоровья и достатка произносят при хлестании: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Хлестание вербой домашних животных уберегает их от болезней.
  • Чтобы защитить дом от пожара и молнии, сжигают несколько веток и сохраняют пепел.
  • Чтобы привлечь здоровье и силу, выпекают в Вербное воскресенье хлеб с распустившимися почками освященной вербы и кушают его.
  • Женщинам, которые не могут долго забеременеть, нужно проглотить несколько вербных почек.
  • При бессоннице ставят у изголовья кровати веточку вербы и перед сном произносят: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для благополучного решения важного дела съедают вербную почку и думают о деле.
  • Чтобы стать увереннее в себе, втыкают освященную веточку в крышу дома или в углу потолка.
  • Чтобы быть сильными и здоровыми, в Чистый четверг (за три дня перед Пасхой) до восхода солнца заваривают в кипятке вербную ветку и умываются или ополаскиваются этим отваром.

Выбрасывать освященные прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам. Использованную или пришедшую в негодность вербу можно:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома – поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1996
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Вербное воскресенье

Вербные катания девушек на выданье на Красной площади. 1910-е годы.

Вербное воскресенье в Литве. Почтовая марка СССР, 1991 г.

С центральной ролью вербы в праздновании Вербного воскресенья связаны локальные названия этого праздника: рус. урал. Вербины, укр. Вербна неділя, Вербница, Вербніца, Шуткова неділя, белор. Вербная нядзеля, Вербіч, серб. Врбица, болг. Връбница, ст.‑слав. Праздьникъ вьрбьны (Изборник Святослава, 1073 г.). Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя; польск. Niedziela Kwietna; чеш. Kvetná neděle.

Согласно этиологической легенде, некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с Матерью-Землёй о том, что она плодовитее. Мать-Земля, рассердившись, превратила женщину в вербу.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

Согласно церковному уставу, в субботу и воскресенье Вербной недели допускается послабление поста: в Лазареву субботу разрешается вкушение икры, а в Вербное воскресенье — рыбы, что определяло состав традиционного праздничного стола.

Чехи в вербное воскресенье освящали зелёные ветки (чеш. ratolest). Считалось, что такие ветки имели обладали магической силой в течение всего года. Это могли быть ветки ивы, липы, ясеня, калины, тиса, ели, ореха, и иных деревьев. Их обычно связывали по нескольку штук так, что их длина достигала 3—10 метров. После освящения в костёле эти ветки несли прежде всего в хлев и осеняли ими скот, чтобы он был здоров. Затем ветки вносили в дом и ставили на почётное место в красный угол. Несколько веток втыкали в крышу дома, засовывали за потолок в доме и хлеву. Словаки их клали под порог жилища для защиты от бури, огня, болезней.

Блок: 5/13 | Кол-во символов: 3370
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье

В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Нежелательно готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются подготовить праздничные угощения для семьи заранее. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать, а также расчесывать голову. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом: колоть дрова, работать на огороде.

В этот праздник нельзя ссориться, нецензурно выражаться, желать зла, думать о плохом. Лучше воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр, шумных застолий.

Крещение

Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Нужно только заранее договориться со священнослужителем о времени события и подготовить все необходимое для его проведения.

Свадьба

Вербное воскресенье приходится на период Великого Поста, во время которого не рекомендуется устраивать пышные торжества. Если молодожены хотят скрепить свой любовный союз в этот день, следует ограничиться росписью в ЗАГСе и скромным отмечанием в узком кругу без мясных блюд и алкоголя.

Венчание

Венчаться в этот день по уставу Православной церкви запрещается, поскольку праздник выпадает на Великий пост. Исключением может стать лишь согласие архиерея, который правит церковью.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 1257
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Проглатывание вербных почек

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «чтобы горло не болело» (укр. щоб горло не боліло), в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губернии), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 636
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Что можно и что нельзя кушать

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 800
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освящённых веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало — шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 767
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Календарь питания в конце Великого поста

20 апреля, суббота: Лазарева суббота. Горячая пища с растительным маслом, рыбная икра, вино.

21 апреля, воскресенье: Вербное воскресенье. Горячая пища с растительным маслом, рыба, вино.

Страстная седмица 22 — 28 апреля

22 апреля, понедельник: сухоядение — сырая пища без масла.

23 апреля, вторник: горячая пища без масла.

24 апреля, среда: сухоядение — сырая пища без масла.

25 апреля, четверг: горячая пища без масла.

26 апреля, пятница: рекомендовано полное воздержание от пищи.

27 апреля, суббота: горячая пища без масла.

28 апреля, воскресенье: Светлая Пасха Христова. Окончание Великого поста. Разрешается любая пища.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 671
Источник: https://riafan.ru/1170835-lazareva-subbota-i-verbnoe-voskresene-2019-kogda-otmechayutsya-istoriya-i-tradicii

Приметы и поверья

  • Если на Вербное воскресенье выпадает хорошая погода, то будет хороший урожай фруктов.
  • Чтобы в доме был достаток и благополучие, в этот день необходимо посадить или пересадить комнатный цветок. Если он будет хорошо расти, то следует ожидать прибыли, а если завянет – готовиться к убыткам.
  • Если девушка хочет в ближайшем году выйти замуж, то ей необходимо до рассвета наломать веток на молодой вербе, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Перед тем, как совершить важное дело, нужно съесть три вербовых почки, припасенные в Вербное воскресенье. Они способны привлечь удачу.
  • Чтобы избавиться от головной боли, следует тщательно расчесаться, собрать волосы с расчески, опустить их в воду и вылить у корней вербы.
Блок: 9/11 | Кол-во символов: 754
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Католическое Вербное воскресенье

У католических христиан Вербное воскресенье имеет название Пальмовое воскресенье, или Неделя Вайи. Праздник отмечается за неделю до католической Пасхи. В 2019 году он выпадает на 14 апреля.

В этот день торжественная служба начинается с пешего шествия вокруг церкви, которое символизирует встречу иудейского народа с Иисусом Христом. В нем участвуют священнослужитель и прихожане, которые держат в руках зажженные свечи, пальмовые ветки и поют гимн Христу-Царю и Библейские песни. В конце богослужения проходит освящение пальмовых веток.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 567
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Символы и традиции праздника в разных странах

Главный символ праздника Вербного воскресенья в России и других православных странах СНГ – верба, или ива остролистая. В зависимости от географического месторасположения и исторических традиций народа у торжества могут быть другие атрибуты:

  • Финиковая пальма – у христиан, которые проживают в странах Средиземноморья.

    Пальмовые ветви были первым символом праздника. Они символизировали ветви, которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.
  • Оливковое дерево – в Швейцарии и Италии.

    В Швейцарии этот день получил название Оливкового воскресенья.

    В Италии олива считается символом мира. Освященную веточку принято дарить человеку, с которым хочется помириться.
  • Кокосовая пальма – на Филиппинских островах. Из ее листьев делают букеты, с которыми люди торжественно прославляют Иисуса Христа.
  • Грецкий орех – символ праздника в Австрии. В канун этого дня жители страны заготавливают толстые ореховые побеги, которые украшают сладостями, цветами и лентами.
  • Сухоцветы – в Польше и Литве. В этих странах в Вербное воскресенье появляются букеты из высушенных побегов злаковых, колосьев пшеницы, можжевельника и синих бумажных цветов.
  • Тис – в Англии.
  • Апельсин – во Франции. Задолго до Вербного воскресенья французы проращивают апельсиновую косточку в цветочном горшке. Накануне праздника они украшают лентами молодые проросшие побеги и берут их с собой на богослужение.

Читать ~15 мин.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 1423
Источник: https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene

Литература

  • Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. О чем поведала открытка. — Связь, 1978. — 104 с.
  • Вербная неделя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Цветоносное воскресение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 221—237. — 356 с.
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. — Русский купец, 1996. — ISBN 9785882040474.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Квилинкова Е. Н. Календарная обрядность гагаузов в конце XIX — начале XX вв. : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Кишинев: Институт археологии и этнографии Академии наук Республики Молдова, 2001.
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. — М.: МСП, 1999. — 464 с. — ISBN 5-7578-0066-6-1.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Петровић П. Ж. Цвети // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 309—310. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).  (сербохорв.)
  • Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт / Н. А. Синдаловский. — М.: Наука, 1978. — 327 с.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Русские имена: Народный календарь / Сост. А. А. Угрюмов. — Архангельск, Вологда: Сев.-Зап. книжное издательство, Вологодское отделение, 1993.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Санкт-Петербург: энциклопедия / Н. А. Синдаловский. — СПб.: Норинт, 2008. — 687 с. — ISBN 978-5-7711-0205-4.
  • Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 11 (Не—Нятый) / гл. ред. В. Б. Крысько. — М.: Наука, 1986. — 456 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка).
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 336—338. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Традыцыйны народны каляндар украінцаў Беларусі: па матэрыялах сучасных палявых даследаванняў // Етнічна історія народів Європи — Вип. 26. Київський національний університет імені Тараса Шевченка / Т. Кухаронак. — К.: Унісерв, 2008. — С. 54—60.  (укр.)
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б.Н. Путилов. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 342 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0.  (укр.)
  • Яндова Я. и др. Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы (недоступная ссылка). Folklorní sdružení české republiky. Архивировано 18 октября 2012 года.
Блок: 12/13 | Кол-во символов: 3471
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8
Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 33102
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8: использовано 7 блоков из 13, кол-во символов 10272 (31%)
  2. https://riafan.ru/1170835-lazareva-subbota-i-verbnoe-voskresene-2019-kogda-otmechayutsya-istoriya-i-tradicii: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 1381 (4%)
  3. https://my-calend.ru/holidays/verbnoe-voskresene: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 8699 (26%)
  4. https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/verbnaja-subbota/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 12750 (39%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий