Вайю: разбираем главное

Вайю (авест.)  – в иранской мифологии – божество ветра, посредник между небом и землей, между добром и злом, покровитель военного сословия. Изображался в виде могучего воина.

Мифологический словарь. — М.: Астрель, Транзиткнига, АСТ. . 2006.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 371
Источник: https://mythology.academic.ru/223/%D0%92%D0%B0%D0%B9%D1%8E

География

Вайю населяют засушливые земли пустыни Ла-Гуахира по обеим сторонам северной границе Венесуэлы и Колумбии вдоль побережья Карибского моря. По этим землям с довольно суровым климатом протекают две крупных реки — Ранчерия и Эль-Лимон, которые являются основными источниками воды для местного населения наряду с прудами, где население собирает воду во время сезона дождей.

Времена года — экваториальные: сезон дождей (Juyapu) с сентября по декабрь; сухой сезон (Jemial) с декабря по апрель; второй сезон дождей (Iwa) с апреля по май; и долгий сухой сезон с мая по сентябрь.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 582
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B9%D1%8E

Немного фактов о племени вайю и о его доколумбовой истории

Сегодня численность индейцев вайю, или гуахиро, составляет примерно 685 тысяч человек, 415 тысяч из них проживают на территории Венесуэлы, остальные в Колумбии. Несмотря на свою многочисленность, они занимают достаточно небольшую площадь порядка 27 тысяч км2. Это территория с суровым климатом: ксерофильная саванна на юге и западе и засушливая степь на севере и востоке. Осадков здесь выпадает очень мало, в основном в сезон Хуяпу (с сентября по декабрь), который сменяется долгим сухим сезоном Хемиаль, длящимся до конца апреля. Затем следует второй непродолжительный сезон дождей — Ива, чтобы в мае уступить своё место следующему продолжительному засушливому сезону с мая по сентябрь.

Вайю являются самыми многочисленными коренными народами (индейцами) Венесуэлы и Колумбии: 11% всего населения штата Сулия в Венесуэле и 45% департамента Ла Гуахира в Колумбии. Если говорить об абсолютных цифрах, то согласно переписи населения Колумбии 2005 года, в этой стране сегодня проживает 270 413 представителей народа вайю и это 20% всего коренного народа Колумбии. В Венесуэле по данным переписи населения 2011 года проживает 415 498 индейцев вайю.

Представители индейцев вайю говорят на своем традиционном языке вайюунаики и 32% из них знают испанский. 66% вайю не имеют никакого образования. Социальная организация племён характеризуется наличием кланов.

Вайю являются представителями народов араваков, которые во времена больших миграционных течений перемещались по Амазонии вплоть до Антильских островов, куда они прибыли в 150 году до нашей эры. Согласно обычаям предков, они занимались охотой, рыболовством и собирательством, а также земледелием, где это позволял климат. Жилища строили общинные, в форме малока.

Жители этих племен имели очень своеобразные названия. Вот некоторые из них:

  • Арамайпуро — принадлежали к племени маричес;
  • Чакумбеле — племя Берриз;
  • Конопайма — карибские племена;
  • Симарай — куманаготы;
  • Таманако — племена маричес и кирикирес;
  • Яракуй — племена гуадабакоа;
  • И самые известные это Касике Гуайкайпуро: Каракас и Текес.

Основным занятием индейцев вайю в Венесуэле и Колумбии сегодня является разведение коров и коз. Каждый клан имеет клеймо, чтобы метить им своё поголовье. В последние годы из-за эпидемий здесь практически перестали разводить лошадей, ослов и мулов. И люди, оставшиеся без своих хозяйств, начали заниматься контрабандой бензина между Венесуэлой и Колумбией. Такой нелегальный бизнес позволяет жить безбедно целым кланам.

В былые времена крупный рогатый скот являлся основой богатства и показателем престижа и достатка семьи племени вайю. Скот использовался не только в коммерческих целях. Он служил выкупом за невесту, им возмещали нанесенные убытки или откупались за преступление (хотя это и не было закреплено юрисдикцией), при помощи скота разрешались различные конфликты. Кроме того пастухи связывали свой скот с ритуалами, которые ознаменовывали жизненный цикл.



Там где была возможность индейцы всегда разводили свои огороды апайн на которых выращивали кукурузу, фасоль, маниоку, огурцы, тыкву, дыню, арбуз. Такой набор продуктов ограничивался климатическими условиями.



Кроме сельского хозяйства представители племени вайю также заняты в рыболовстве, торговле, производстве традиционного текстиля и керамики. Работают наемными работниками на фазендах, угольных шахтах Эль Серрехон и Эль Гуасаре, на заготовках редких видов растений, таких как цезальпиния дубильная, кислота которой использовалась европейцами в кожевенной промышленности. Это традиционная культура вайю, в честь которой устраивают ежегодные праздники в середине августа. Под контролем индейцев вайю находятся некоторые нефтедобывающие кооперативы, а также многие работают в секторе услуг.



В местечке Манауре вайю добывали морскую соль ещё до прихода европейцев. Затем эти разработки сначала перешли к Испанской Короне, в последствии к правительству Колумбии. Но работать на них продолжали коренные народы. А некоторые вайю продолжали сами добывать соль кустарным способом. В результате длительной борьбы, в 2005 году соляные разработки полностью переходят в руки индейцев. Но в последние годы по решению некоторых политиков часть опять вернулась в руки государства. В общем, нескончаемая борьба за владение природными богатствами.



Общество племён вайю имеет клановую организацию. Здесь существует своя собственная система правосудия, где главы кланов разрешают все внутренние и внешние конфликты. Кровная семейственность поддерживается по материнской линии. Власть осуществляется мужчинами (чаще это дядя) по материнской линии. Родственники мужа признаются союзниками племени и работают вместе.

Сегодня существует около 30 кланов, среди которых Улевана, Эпиею, Уриана, Ипуана, Пушайна, Эпинаю, Хасаю, Арпушана, Харарию, Воурию, Урарию, Сапуана, Хинну, Сихона, Паусаю, Учаярью, Урийю, Варпушана, Ворворию, Пипишана и Токтоую. Самыми большими кланами являются Эпию, Уриана и Ипуаны.



У мужчины может быть несколько женщин. Перед свадьбой жених является в дом невесты, где на семейном совете апаха ему назначают выкуп: количество скота и драгоценностей, которые он должен принести в дар. Женщины остаются дома и являются символом уважения и единства. Они живут в ранчериях, небольших коммунах отдаленных друг от друга, образованных группами родственников, близких к клану. Выпас является самым важным видом деятельности, а количество козлов, крупного рогатого скота, лошадей и мулов — символ богатства и власти. Производство традиционного текстиля совмещается с другими повседневными делами, в свободное время и когда принимают гостей или путешествуют.


Наибольшим уважением в каждой общине пользуется пиачи, человек имеющий духовную власть и обладающий сверх способностями. Другими словами — местный шаман. Во время транса и во сне он устанавливает связь с высшей защитной силой Сеюу, который призван исцелять.

Духи общаются с живыми во время снов. Малейеа — творец, Пулови — первая женщина, Хуйа — дух дождя; Шансета, Акаракуй и Кееррария — духи особых мест; Йоруха — блуждающие духи мертвых. Индейцы вайю считают, что после смерти они отправляются в Хепира, на Мыс Вела, место счастья, где они отдыхают до того момента, пока их прах не эксгумируют и перенесут на то место, где дух умершего начнет свою дорогу к вечности.

Знания и навыки, сохраненные в памяти народа вайю, передавались из одного поколения в другое. И сегодня руками женщин племени вайю они воплощаются в многочисленные предметы из ткани исключительной красоты и функциональности, в разных техниках, формах и цветах. Раньше индейцы вайю использовали только натуральные материалы и красители, которые они находили в окружающей их природе и также сами производили пряжу. Но современная цивилизация добралась и сюда. И сегодня при производстве традиционного текстиля используют в основном хлопковые нити, окрашенные яркими акриловыми красителями.

Повседневная жизнь индейцев, праздники и ритуалы немыслимы без традиционной музыки. Работы по выпасу скота также сопровождаются музыкой, которую воссоздают с помощью канутильяс. Это свистулька или рожок, который делают из подручного материала такого как сухой лимон.

Традиционные танцы вайю — йокна или йонна (известные также как чича майя). Танцуют их в основном во время празднеств знаменующих взросление и половое созревание девушек племени. Основные музыкальные инструменты: свистульки, флейты и барабаны.



Ближе познакомиться с бытом и ремеслом индейцев племени вайю вы сможете, заказав свой лучший Тур в Венесуэлу!

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 7521
Источник: https://visitacaribe.com/blog/indeyskoe-plemya-vayyu

История

Восстание гуахиро

Испанцам так никогда и не удалось покорить племя вайю; отношения между ними и испанцами находились в состоянии постоянно тлеющего конфликта. Произошло несколько восстаний: в 1701 (тогда вайю уничтожили миссию капуцинов), 1727 (в нападении на испанцев участвовало более 2000 индейцев), 1741, 1757, 1761 и 1768 годы. В 1718 г. губернатор Сото де Эррера назвал их «варвары, конокрады, достойные смерти, не знающие Бога, закона и короля». Из всех индейцев, живших на территории Колумбии, вайю единственные освоили искусство использования огнестрельного оружия и лошадей.

В 1769 году испанцы захватили в плен 22 вайю, с тем, чтобы использовать их как рабов на строительстве укреплений Картахены. Реакция индейцев оказалась неожиданной для захватчиков. 2 мая 1769 года в Эль-Ринконе близ Рио де ла Ача индейцы подожгли испанское поселение, уничтожили церковь и двух испанцев, которые пытались в ней скрыться. Они также взяли в плен священника. Испанцы немедленно направили экспедицию из Эль-Ринкона. Во главе экспедиции стоял Хосе Антонио де Сьерра, метис, который ранее возглавлял рейд, в ходе которого были захвачены упомянутые 22 пленника. Гуахиро вовремя обнаружили экспедицию и загнали в дом священника, который подожгли, при этом были убиты сам Сьерра и восемь его людей.

Об успехе восстания вскоре стало известно и в других местах, где проживали гуахиро (вайю). Как писал Мессия, на пике восстания в нём участвовало до 20 тыс. вооружённых индейцев. Многие из них приобрели огнестрельное оружие у британских и голландских контрабандистов, иногда даже у самих испанцев. Это позволило восставшим взять под свой контроль практически все поселения региона, которые они сожгли. По сообщениям властей, более 100 испанцев были убиты, многие также захвачены в плен. Восставшие также захватили много скота. Постепенно испанцам, пользуясь раздорами внутри индейцев, удалось погасить восстание, однако им так и не удалось обеспечить окончательный контроль над всей их территорией.

Христианизация

Процесс христианизации вайю начали практически заново в 1887 году вернувшиеся в Ла-Гуахиру капуцины во главе с преподобным братом Хосе Мария де Вальдевьехасом. В 1905 году папа Пий X образовал викариат Ла-Гуахира, а первым викарием был назначен брат Атанасио Висенте Солер и Ройо, который взялся за «цивилизацию» народа вайю.

Капуцины создали приюты для детей из племени вайю. Первым был создан приют Сьерра-Невада-де-Санта-Мария в 1903 году, затем приют Сан-Антонио в 1910 году близ реки Каланкала, приют Назарет в горах Серрания-де-Макуира в 1913 году. Создание приютов позволило капуцинам постепенно обеспечить контроль над расположенными поблизости ранчо. Капуцины постоянно посещали селения индейцев и приглашали их к участию в мессах. Дети вайю получали в приютах традиционное европейское образование. С тех пор конфликты между вайю и колумбийским правительством пошли на убыль. В 1942 году в городе Урибия впервые отпраздновали Рождество и Новый год.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2973
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B9%D1%8E

Почему же мы решили выделить именно апана вайю?

Как мы сказали выше, апана вайю — нисходящий поток. Как правило, всё, что движется вниз, движется без усилий, при этом зачастую тянет в этом направлении и то, что с ним сопряжено. Здесь происходит примерно то же самое. Поскольку энергия неразрывно связана с уровнем сознания и жизненными процессами, наша задача привести всё в гармонию, чтобы каждая составляющая нашего тела и сознания могла полноценно выполнять свои функции. И когда мы приводим в порядок работу апаны, мы автоматически улучшаем работу всех остальных энергетических ветров в теле.

Занимаясь йогой, мы развиваем умение управлять вайю в теле, концентрируя наибольшее внимание на поднятии энергии к высшим центрам. Однако имея низкий уровень сознания, мы можем скорее навредить себе. Это объясняется помимо прочего тем, что у каждой чакры есть и положительные, и отрицательные стороны, и на низких вибрациях активируется как раз всё самое негативное. Например, свадхистана в благости — это общительность, в невежестве — похоть, излишняя эмоциональность; манипура в благости — щедрость, в невежестве — жадность; анахата в благости — любовь, сострадание, в невежестве — ревность и т. д. (здесь взяты далеко не все качества, присущие этим центрам). Поэтому необходимо большое значение уделить очищению энергетических каналов, поднятию имеющейся энергии в области апаны к более высоким центрам и повышению уровня сознания. Если ослабить апана вайю, она перестанет тянуть всю энергию вниз, давая каждой выполнить своё предназначение.

К чему приводит дисгармония работы апана вайю

Нарушения в области апаны приводят на физическом плане к отклонениям в работе выделительной системы, а значит, всех органов, связанных с этими процессами: мочеиспускательного канала, выделительной системы, репродуктивных органов — всего, что связано с малым тазом. Следовательно, запоры, проблемы со сферой половой жизни, деторождением, вообще с половыми органами связаны с дисгармонией работы апана вайю. Ну а, как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит, поэтому людям с отклонениями в этой области достаточно трудно поднять уровень своего сознания к высшим центрам, что приводит к потере энергии на реализации примитивных желаний, да и вообще многое становится примитивным: мысли, юмор, жизнь. Более того, могут происходить травмы и боли нижних конечностей. Кстати, именно апана вайю обусловливает боль в ногах при выполнении асан со скрещенными ногами: Падмасаны, Ардха падмасаны и т. п.

В данном случае под нарушением мы подразумеваем застой энергии и чрезмерную её концентрацию. Поскольку при большой концентрации и неспособности пройти выше, энергия ищет любой возможный выход и зачастую находит самый лёгкий, но не самый благоприятный путь.

Признаки гармонично работающей апана вайю:

  1. отсутствие чрезмерной концентрации на нижних центрах;
  2. гармоничная работа органов выделения и выведения;
  3. отсутствие болей в ногах как в обычной жизни, так и при выполнении асан;
  4. стоит заострить внимание на значении апана вайю для женщин. Умение управлять этим потоком энергии позволяет женщинам благоприятно и легко рожать.
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3152
Источник: https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/apana-vayyu/

Образ жизни

Шерстяные мешки ручной работы mochilas.

Традиционно селение вайю состояло из 5-6 домов, в совокупности образующих «касерии» или «ранчерии». Каждая «ранчерия» (ранчо) носила название по каком-либо растению, животному или географической местности. В семейной жизни вайю царил матриархат. Вайю никогда не создавали крупные города, ранчерии были обычно изолированы друг от друга, отстояли друг от друга на значительное расстояние, что позволяло владельцам контролировать свои стада и не смешивать их с чужими.

Типичный дом вайю представлял собой небольшое сооружение, именуемое piichi или miichi. Обычно он делился на две комнаты, в которых подвешивались гамаки, на которых вайю спали и хранили свои вещи, например, хлопчатобумажные сумки и керамические сосуды для жидкостей. Крыша покрывалась материалом из высушенных сердцевин кактусов. Стены традиционно изготавливались из yotojoro — саманных кирпичей из глины и высушенных стеблей сахарного тростника — однако со временем для изготовления стен начинают использоваться и современные материалы, такие, как цемент. Жилые кварталы были либо прямоугольными, либо полукруглыми.

Рядом с главным зданием обычно обустраивалась общая территория (веранда), подобная жилой комнате, однако почти полностью открытая. Обычно она выглядела в виде 6 столбов под плоской крышей и служила для ежедневных собраний и приёма посетителей, торговли и сиесты.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1399
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B9%D1%8E

Как гармонизировать энергии апана-вайю

Нам важно сбалансировать потоки вайю, чтобы они были приведены в равновесие. Все энергии важны, и не стоит вешать ярлыки, что это плохая энергия и с ней надо бороться. Наша задача не перекрывать её, а сделать так, чтобы она не преобладала над другими, вызывая дисбаланс в праническом теле. Иначе это может привести к нарушениям, связанным с теми системами организма, которыми она управляет. Поэтому давайте подходить к практикам с апана-вайю разумно.

Существуют различные техники, чтобы гармонизировать апана-вайю. Практики йоги направлены на уменьшение количества апана-вайю, в случае её преобладания, до необходимого уровня, чтобы вся праническая система гармонично функционировала. Для этого в йоге обычно применяются различные методики и практики, такие как: пранаямы, шаткармы, крийи, бандхи, асаны. Также важно обратить внимание на необходимость изменения питания (в данном случае переход на растительный тип питания как нельзя лучше подойдёт для трансформации энергии на нижних центрах, где работает апана-вайю) и повышения вибраций энергий, влияющих на наше сознание.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1149
Источник: https://asanaonline.ru/articles/interesting/apana-vayyu/
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 20112
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B9%D1%8E: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 4954 (25%)
  2. https://asanaonline.ru/articles/interesting/apana-vayyu/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4114 (20%)
  3. https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/apana-vayyu/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3152 (16%)
  4. https://visitacaribe.com/blog/indeyskoe-plemya-vayyu: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7521 (37%)
  5. https://mythology.academic.ru/223/%D0%92%D0%B0%D0%B9%D1%8E: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 371 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий