Святитель Григорий, епископ Нисский: изучаем со всех сторон

23 января – день памяти Григория Нисского – святого, отца и учителя Церкви (между 335 и 340 – после 394), епископа города Ниссы, одного из самых великих христианских богословов. 

Чем удивительная была семья святого Григория? Почему его называют хранителем Православия? И на какие важнейшие богословские вопросы он давал ответы, а какие из его суждений вызывали серьезные споры.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 378
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html

Житие

Житие святителя Григория Нисского

Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нис­ский, был млад­шим бра­том свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (па­мять 1 ян­ва­ря). Рож­де­ние и вос­пи­та­ние его сов­па­ло с са­мым раз­га­ром ари­ан­ских спо­ров. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, он был од­но вре­мя на­став­ни­ком крас­но­ре­чия. В 372 го­ду был ру­ко­по­ло­жен свя­тым Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким во епи­ско­па го­ро­да Нис­сы в Кап­па­до­кии.

Свя­той Гри­го­рий был твер­дым рев­ни­те­лем пра­во­сла­вия и вме­сте со сво­им бра­том Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким бо­рол­ся про­тив ари­ан­ской ере­си, пре­тер­пе­вая го­не­ния со сто­ро­ны ари­ан, ко­то­ры­ми в 376 го­ду был лож­но об­ви­нен в непра­виль­ном упо­треб­ле­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства, ли­шен ка­фед­ры и со­слан в Ан­ки­ру. На сле­ду­ю­щий год свя­той Гри­го­рий был вновь за­оч­но низ­ло­жен со­бо­ром ари­ан­ству­ю­щих епи­ско­пов, но про­дол­жал укреп­лять свою паст­ву в пра­во­сла­вии, пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто. По­сле смер­ти ца­ря Ва­лен­та (378) был воз­вра­щен на свою ка­фед­ру и с ра­до­стью при­нят сво­ей паст­вой. В 379 го­ду скон­чал­ся брат его, свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий. Свя­той Гри­го­рий тя­же­ло пе­ре­жи­вал по­те­рю сво­е­го на­став­ни­ка. Он на­пи­сал ему над­гроб­ное сло­во и за­кон­чил со­став­лен­ное свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем опи­са­ние ше­сти дней тво­ре­ния, так на­зы­ва­е­мый «Ше­стод­нев». В том же го­ду свя­той Гри­го­рий участ­во­вал в Ан­тио­хий­ском Со­бо­ре про­тив ере­ти­ков, не чтив­ших непо­роч­но­го дев­ства Бо­жи­ей Ма­те­ри, и дру­гих, по­кло­няв­ших­ся Бо­го­ма­те­ри как Бо­же­ству. Он был из­бран Со­бо­ром для обо­зре­ния церк­вей в Ара­вии и Па­ле­стине и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. На об­рат­ном пу­ти свя­той Гри­го­рий по­се­тил Иеру­са­лим и по­кло­нил­ся свя­тым ме­стам.

В 381 го­ду свя­той Гри­го­рий был од­ним из глав­ных де­я­те­лей II Все­лен­ско­го Со­бо­ра, со­зван­но­го в Кон­стан­ти­но­по­ле про­тив ере­си Ма­ке­до­ния, непра­виль­но учив­ше­го о сущ­но­сти Свя­то­го Ду­ха, На этом Со­бо­ре по ини­ци­а­ти­ве свя­то­го Гри­го­рия был до­пол­нен Ни­кей­ский Сим­вол ве­ры.

Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми свя­той Гри­го­рий утвер­дил в сане Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­пас­ты­ря свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.

В 383 го­ду свя­той Гри­го­рий Нис­ский был участ­ни­ком Со­бо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле, где про­из­нес сло­во о Бо­же­стве Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. В 386 го­ду он сно­ва был в Кон­стан­ти­но­по­ле, и ему бы­ло по­ру­че­но про­из­не­сти над­гроб­ное сло­во по­чив­шей ца­ри­це Пла­кил­ле. В 394 го­ду свя­той Гри­го­рий вновь при­сут­ству­ет в Кон­стан­ти­но­по­ле на По­мест­ном Со­бо­ре, со­зван­ном для ре­ше­ния цер­ков­ных дел в Ара­вии.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский был пла­мен­ный за­щит­ник пра­во­слав­ных дог­ма­тов и рев­ност­ный учи­тель сво­ей паст­вы, а так­же ми­ло­сти­вый и со­стра­да­тель­ный отец сво­их па­со­мых, за­ступ­ник их пе­ред су­дья­ми; от­ли­чал­ся ве­ли­ко­ду­ши­ем, тер­пе­ни­ем и ми­ро­лю­би­ем.

До­жив до глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Гри­го­рий Нис­ский мир­но скон­чал­ся вско­ре по­сле Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра. Вме­сте со сво­и­ми ве­ли­ки­ми совре­мен­ни­ка­ми, свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский имел зна­чи­тель­ное вли­я­ние на цер­ков­ную жизнь сво­е­го вре­ме­ни. Его сест­ра, свя­тая Мак­ри­на, пи­са­ла ему: «Ты из­ве­стен и го­ро­дам, и на­род­ным со­бра­ни­ям, и це­лым об­ла­стям: Церк­ви по­сы­ла­ют и зо­вут те­бя на по­мощь». Свя­ти­тель Гри­го­рий во­шел в ис­то­рию как один из са­мых вид­ных бо­го­сло­вов и де­я­те­лей хри­сти­ан­ской мыс­ли IV ве­ка. Об­ла­дая глу­бо­ким фило­соф­ским да­ром, он по­ни­мал фило­со­фию толь­ко как сред­ство для бо­лее глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в под­лин­ный смысл Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния.

Свя­той Гри­го­рий оста­вил по­сле се­бя мно­го со­чи­не­ний дог­ма­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, сло­ва и по­уче­ния.


См. так­же: «Жи­тие свя­то­го от­ца на­ше­го Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 4157
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-nisskij

Творения

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

На русском языке издано:

  • Творения святого Григория Нисского.
    • Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
    • Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. — О блаженствах.
    • Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
    • Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. — К Симплиикию о вере. — Против учения о судьбе. — К еллинам на основании общих понятий. — О чревовещательнице. — О душе и воскресении. — О младенцах, преждевременно похищенных смертью. — На свое рукоположение. — Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
    • Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. — Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
    • Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
    • Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. — Слово о Святом Духе против македониан. — Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). — Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. — К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. — О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. — К Олимпию монаху. — О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. — О девстве. — О нищелюбии и благотворительности. — Против отлагающих Крещение. — На слова Писания: «А блудяй во свое тело согрешает» (1 Кор. 6, 18). — Против ростовщиков. — Против тяготящихся церковными наказаниями. — Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
    • Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. — Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. — Письма.
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1904
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4860.html

Что приснилось Григорию

 Григорий Нисский родился в Кесарии Каппадокийской (ныне город Кайсери в Турции) в богатой аристократической семье с глубокими христианскими традициями. Из девяти его братьев и сестер четверо были прославлены Церковью в лике святых: святители Василий Великий и Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феозва. Их бабушка Макрина подвергалась гонениям при императоре Диоклетиане, их мать Эмилия, также прославленная в лике святых, была дочерью мученика. Дядя Григория был епископом.

Получив сначала образование в языческой школе в Кесарии, Григорий потом занимался со своим старшим братом Василием, который учился в Афинах. Хотя Григорий принадлежал к столь уникальной христианской семье, он в юности очень увлекался античной риторикой и философией, и пережил своего рода искушение внешней ученостью, даже решил сначала стать светским оратором и учителем риторики.

Но судьбоносную роль в его жизни сыграл один сон. Когда однажды в имении его матери совершалось празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников, приехавший на празднество Григорий, «присутствуя, скорее отсутствовал», и вообще был очень недоволен тем, что его оторвали от его ученых занятий. Но когда он лег спать, то во сне увидел, что хочет войти в сад, но некие светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему наконец-то удается войти.

Это сновидение так сильно повлияло на Григория, что он оставляет мирские науки, обращается к чтению священных книг и становится чтецом («анагностом») на богослужебных собраниях. После смерти своей благочестивой жены Феосевии в 365 году Григорий, который было оставил обязанности чтеца и вновь увлекся чтением языческой литературы, вновь обращается к изучению Священного Писания. Вскоре он оставляет мир и селится в монастыре, основанном своим старшим братом Василием Великим.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1869
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html

Молитвы

Тропарь святителю Григорию Нисскому и преподобному Дометиану Мелитинскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак святителю Григорию Нисскому, глас 1

О́ком душе́вным бо́дрствуя, святи́телю,/ бодр па́стырь яви́лся еси́ ми́ру,/ и жезло́м му́дрости твоея́, и те́плым предста́тельством твои́м/ вся отгна́л еси́ злосла́вныя, я́ко во́лки,/ невре́дно соблю́д ста́до,// Григо́рие всему́дре.

Перевод: Оком душевным бодрствуя, святитель, бодрым (Григорий от греч. γρηγορέω — бодрствую) пастырем ты стал для мира, и жезлом мудрости твоей и усердной защитой твоей отогнал всех еретиков, как волков, сохранив невредимым стадо, Григорий премудрый.

Ин кондак святителю Григорию Нисскому, глас 2

Це́ркве Боже́ственный иера́рх/ и прему́дрости честны́й тайноглаго́льник,/ Нисси́йский бо́дрый ум, Григо́рий,/ со А́нгелы ликовству́я/ и наслажда́яся Боже́ственным све́том,// мо́лится непреста́нно о всех нас.

Перевод: Церкви святой иерарх, имеющий мудрость объяснять тайны Богопочитания, Нисский бодрый ум, Григорий (Григорий от греч. γρηγορέω — бодрствую), с ангелами радуясь и наслаждаясь Божественным светом, молится непрестанно обо всех нас.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1523
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-nisskij

Епископ-хранитель

В это время сам Василий Великий ведет ожесточенную борьбу с арианской ересью. Когда он становится архиепископом Кесарийским, то в 372 году обращается к брату с просьбой стать епископом города Ниссы, поскольку ему были нужны верные помощники. После долгих убеждений Григорий соглашается.

Его епископство сопровождается многочисленными нападками ариан. В 375 году святителя несправедливо обвиняют в растрате церковных денег, лишают епископской кафедры и арестовывают. Однако Григорий бежит из-под стражи и скрывается в безопасном месте. Через три года, после гибели в Адрианопольской битве в 378 году императора Валента, покровительствовавшего арианам, Григорий возвращается в Ниссы на епископскую кафедру.

Григорий Нисский активно выступал против ересей ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Новый император Феодосий родом из Испании был твердым никейцем. Он созывает в Константинополе в 381 году Второй Вселенский Собор, который подтверждает Никейский символ веры, и в котором Григорий Нисский принимает активное участие. После и по итогам Второго Вселенского Собора императорским эдиктом 381 года имя Григория было включено в список епископов-хранителей православия. Все другие епископы, желавшие сохранить за собой свои кафедры, должны были, согласно этому эдикту, находиться в общении с этими епископами-хранителями.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1489
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html

Что есть Троица?

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Его богословие оказало заметное влияние на исихастские споры в Византии в XIV в.

В богословии Григория Нисского хорошо заметно его глубокое знание классической греческой философии: особенно Платона и Плотина, а также натурфилософии и физики Аристотеля. Кроме того он придерживается аллегорического метода толкования библейских книг Оригена. Последний богослов также ощутимо повлиял на Григория.

В содружестве и богословском соработничестве Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский окончательно устанавливают формулу ο взаимоотношении Единой Божественной Сущности и Трех Ипостасей или Лиц, которой мы пользуемся и теперь: Бог – Единая Сущность в трех Ипостасях — нераздельная Троица.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 898
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html

Можно ли увидеть Бога?

Григорий Нисский, как и Василий Великий, доказывает, что сущность Бога нельзя выразить в понятии и слове. «Существует одно только имя, определяющее Божественную природу: изумление, которое нас охватывает, когда мы мыслим о Боге». Однако познаваемы божественные энергии, запечатленные в мире и мировом строе. Так по произведению художника судят о его таланте, способностях, искусности и задатках. Так и по энергиям, наполняющим мир и творение, можно судить о силах Творца. На основании энергий-проявлений Бога в мире мы познаем Его как самосущее Бытие, верховное Благо и первообраз Красоты.

В то же время такие имена не указывают на сущность Бога, но лишь «последствуют», они – «вслед за» Богом. Познание Бога предполагает еще и Откровение со стороны Самого́ Бога. И все божественные имена, которые содержатся в Священном Писании и истинном богословии, показывают Бога таким, каким Он открывает Себя существам тварным.

«Таким образом одновременно истинно и то, что чистое сердце видит Бога, и что никто Бога никогда не видел. Действительно, то, что невидимо по природе, становится видимым по Его действиям, которые явлены нам в известном Его окружении».

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1176
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html

Как познать Бога?

Богопознание по Григорию Нисскому – не формальное и рациональное знание о Боге, а жизнь в Боге. В слове, посвященном вопросу ви́дения Бога (4-я заповедь блаженств гласит: «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят»), Григорий Нисский говорит, что недостаточно знать причину своего здоровья. Нужно жить в самом здоровье и быть здоровым, чтобы действительно быть счастливым. Так же и блаженство состоит в том, чтобы иметь Бога в себе самом: «Мне представляется, что не видение Бога лицом к Лицу предлагается здесь тому, чье душевное око очищено; но предложенное нам в этой дивной формуле то, быть может, что Слово выразило в более ясных терминах, обращаясь к другим, когда говорит:

«Царство Божие внутри вас», для того, чтобы мы поняли, что, предочистив свои сердца от всего тварного и всякой плотской склонности, мы видим в собственной своей красоте образ божественной природы… Итак, соответствующий тебе способ созерцания в тебе самом… Это подобно тому, как глядящие на солнце в зеркале, если и не устремляют своих взоров на само небо, видят солнце в блеске зеркала не меньше тех, кто смотрит на солнечный диск; так же и вы, ослепленные светом Божиим, если возвратите в себе благодать заложенного в вас с самого начала образа, то возымеете то, что ищете. Божество действительно есть чистота, бесстрастие, удаление от всякого зла. Если вещи эти в тебе, то в тебе Бог. Когда твой ум непричастен никакому злу, свободен от страстей, удален от всякой нечистоты, ты блажен от остроты своего зрения, ибо, как очищенному, тебе известно то, что невидимо нечистым, и так как удален плотский туман с душевных твоих очей, ты необозримо созерцаешь в чистом воздухе сердца это блаженное зрелище».

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1707
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html

Спорные моменты

В то же время крайне спорными считаются взгляды Григория Нисского на эсхатологический процесс, утверждение конечности адских мук и «всеобщего восстановления» (апокатастасис). По Григорию, после воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, Божественным огнем спасутся все грешники и даже сам сатана. Эти его взгляды всегда в Церкви вызывали возражения. Например, преподобный Варсонофий Великий так сказал об этих богословских воззрениях Григория Нисского: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии… Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие».

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 830
Источник: https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 17751
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-nisskij: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 5680 (32%)
  2. https://foma.ru/23-yanvarya-den-pamyati-grigoriya-nisskogo.html: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 10167 (57%)
  3. https://drevo-info.ru/articles/4860.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1904 (11%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий