Первый Спас: Маковия

Медовый Спас – одно из трех празднеств, проводимых в летние месяцы в честь Христа. Чествование пчелиного продукта происходит 14 августа. Сразу же после идут праздники, посвященные сбору яблок и орехов. Другие названия для этого мероприятия – Маковей, Лакомка, Первый, Маковый или Мокрый Спас. Как же зародилось это празднество, и в чем цель почитания меда?

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 356
Источник: https://mirpchely.ru/produkty-pchelovodstva/med/medovyj-spas

Другие названия

рус. Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей, Спас Всемилостивейший, Спас-маковей, Маковый Спас, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Калинник, День Соломониды-бавушки; белор. Макавей, Макава, Макаўе, Першы Спас, Спас Мядовік, Медзяны Спас; укр. Маковія, Маковей, Макотрус; болг. Протоягус, Егус, Ягус, Устина, Макавеи, Макаве, Чуруци, Моринки, Зетьовден; макед. Макавеите; серб. Макавеј, Макивије; польск. św. Piotra, św. Piotra w okowach, św. Piotra Palikopy, św. Palokopa.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 540
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81

Что нужно сделать

Накануне Спаса в церквах на вечерней службе выносят для поклонения украшенный цветами крест. Верующие традиционно посещают это богослужение, чтобы «Кресту Твоему поклониться, Владыко».

В Украине хозяйки пекут на Маковея особые постные коржи с маком — «шулики», которые едят, обильно полив медом или узваром с медом и перетертым маком.

Утром в праздник желательно искупаться в речке: вода в этот день приобретает целебные свойства.

Составить маленький букет из трав и головок мака для освящения в церкви.

На праздничной службе надо освятить также мед и свечи.

Угостить медом нуждающихся

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 611
Источник: https://fakty.ua/314119-spas-medovyj-ili-makoveya-kak-otmetit-prazdnik

История Медового Спаса

У праздника имеется длинное церковное название, в котором следующий ряд слов: «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Начало идет еще с IX века из Константинополя. В одно и то же время каждый год часть Животворящего Креста несли в храм, где освящали воду, которая могла лечить все проблемы со здоровьем.

Начало третьего месяца лета (14 августа по новому стилю) было выбрано не случайно. Стоявшая в этот период жара ускоряла распространение инфекций по городам. Прикладывание к Кресту, питье освященной воды исцеляло людей. Болезни утихали, что послужило дальнейшему распространению празднества.

Со временем мероприятие добралось и до Руси. Главные вехи:

  1. В XX веке (1164 г.) Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский, и Мануил, император Византии, одновременно, но все же далековато друг от друга победили своих врагов. К ним пришел один знак – сияние образа Спаса, креста, иконы Богоматери.
  2. Великие победители (Маунил, Андрей) поделились друг с другом своими достижениями. Оба были поражены чудесным совпадением. Поэтому для увековечивания события установили дату первого Спаса.
  3. Спустя некоторое времени это торжество начало проводиться с праздником Креста Господня. Получилось некое слияние.
  4. Одновременно к Всемилостивому Спасу в Церкви причислялось событие от 1 августа 988 года, Крещение Руси. В этот день нужно было выполнять малое освящение воды.
  5. Еще один праздник этого периода года – память о семи святых мучениках Маккавеев, их матери Соломонии и учителе Елеазаре.

Медовый Спас – пчеловодческий праздник, который получил название от главного продукта, собираемого в период августа. К этому времени соты ульев уже наполнены свежим нектаром цветков, который после выкачки обязательно освящался церковью. Только такой мед разрешался к употреблению.

Для августа также характерен сбор маковых зерен, которые добавлялись к разным блюдам праздничных столов. Отсюда название «Маковей». Именно это связали с днем памяти семи святых мучеников Маккавеев. А вот наименование «Мокрый Спас» пошло от даты Крещения Руси 988 года, такое совпадение.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2074
Источник: https://mirpchely.ru/produkty-pchelovodstva/med/medovyj-spas

Смысл Медового Спаса

Смысл стоит искать в самом названии. Спас – это понятие, которое прямо напоминает о том, что празднуемые события тесно связаны с Иисусом Христом (Спасителем мира). Торжество предполагает обратить внимание на то, что всем людям до сих пор требуется вера, Его милость. Человек должен понимать – его положение в мире гибельное. Если это забывается, то празднество дает оценить и осмыслить драматические обстоятельства и события.

В общем, смысл торжества складывается в осознание высшего призвания души, очищение от грехов, укрепление здоровья. Освящается вода, цветочный нектар, который становится не просто сладким десертом, а Божьей благодатью. Люди вспоминают Того, благодаря которому орудие казни стало древом жизни.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 736
Источник: https://mirpchely.ru/produkty-pchelovodstva/med/medovyj-spas

Успенский пост

Пост, который начинается на Маковея и закончится на Успение, хотя и короткий, но такой же строгий, как и Великий — перед Пасхой. Рыба и вино позволяются уставом только 19 августа, на Яблочный Спас — в праздник Преображения Господня. В остальные дни можно есть овощи, фрукты, каши, рагу, супы и борщи без мяса и молочных продуктов. Растительное масло добавляется в блюда только в субботу и воскресенье. Несмотря на строгость Успенского поста, верующие считают его довольно легким. Ведь в конце августа у хозяек в меню множество вкуснейших блюд из овощей и фруктов, бобовых и зерновых нового урожая. А еще можно лакомиться ягодами, дынями и арбузами… Вот почему украинцы ласково называют этот пост «Спасiвка-ласiвка».

К слову, Успенский пост за свою суровость именовался в народе осколком Великого. По легенде, Бог назначил людям поститься перед Пасхой девять недель, но святые отцы попросили сократить это время, сетуя, что людям будет трудно выдержать такой длительный пост. Вот Господь и разделил испытание на две части: семь недель весной перед Пасхой и две — в конце лета перед Успением.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1108
Источник: https://fakty.ua/314119-spas-medovyj-ili-makoveya-kak-otmetit-prazdnik

Обычаи восточных славян

По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счёту) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.

Макавей

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э.

На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.

Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спас на воде

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Медовый Спас

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крёстным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели:

Дай, Господи, хозяину многия лета,

Многия лета — долгие годы!

А и долго ему жить — Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,

Божьих пчёл водить, ярый воск топить —

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение.

Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить, малых детушек растить,

Уму-разуму учить!

Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой

Сладко есть, сладко пить,

А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многия лета!

А. Коринфский. Народная Русь

Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 4080
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81

Традиции и обряды праздника

В Медовый Спас в церквях проходит богослужение, освящается мед нового урожая и вода.

В этот праздник также принято святить букеты из васильков и бархатцев. Люди приносят их домой, засушивают и хранят в качестве оберегов. На Руси в отварах этих цветов матери купали детей, чтобы уберечь их от болезней.

Хозяйки готовят праздничные угощения: маковые булочки, блины, пироги и печенье. Освященной выпечкой угощают членов семьи и малоимущих.

На Руси в этот день священнослужители совершали крестные ходы к природным водоемам и освящали воду. После этого люди купались в них и купали домашнюю скотину, чтобы очиститься от грехов и укрепить здоровье.

В Медовый Спас было принято помогать вдовам. Земледельцы в этот день начинали активно убирать урожай. Пасечники заканчивали сбор меда. Вечером молодежь собиралась в компании, пела песни и водила хороводы.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 871
Источник: https://my-calend.ru/holidays/medovyy-spas

Обычаи южных славян

В Сербии в этот день освящают воду, используя молодой базилик. В этот день не купаются, а тот кто работает в этот день — может заболеть неизлечимой болезнью.

В Македонии погода в течение «Макавеев» (макед. Макавеите; 6 или 12 дней праздника Маккавеев, то есть первые 6 или 12 дней августа по старому стилю) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года, и т. д.). В художественной форме этот обычай среди рыбаков Охридского озера описала Луан Старова в своём романе «Путь угрей» (макед. Патот на јагулите).

Местные обычаи в Македонии часто запрещали женщинам стирать бельё или купать детей в течение первого дня (то есть 1-го августа) или нескольких первых дней «Макавеев». Иногда запрещалось делать и некоторые другие работы.

У болгар зятья с подарками ходили в гости к родителям жены и целовали им руку, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 982
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81

Медовый Спас фото

Фото Юлии Маковейчук

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Фото Юлии Маковейчук

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 171
Источник: https://foma.ru/medovyiy-spas.html

Медовый Cпас на картинах русских художников

Известные русские художники довольно часто воплощали образы пасечников на полотнах.

Жданов В. Ю. Медовый спас

И. Левитан. Пчельник

Крамской И. Н. Пасечник

Лазарева Светлана. Медовый спас

И. Левитан. Пасека

Маковский А. В. На пасеке

Богатов Н. А. Пасечник

Сычков Ф. В. Водосвятие

Шишкин И. И. Пасека

Прянишников И. М. «Спасов день на Севере»

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 386
Источник: https://foma.ru/medovyiy-spas.html

Почему Маковея

Старинная легенда гласит, что в знак памяти о семи братьях-мучениках Маккавеях людям был дан мак. Якобы на том месте, где пролилась их кровь, распустились красивые алые цветы. Наши предки с большим уважением относились к маку. Прежде чем освятить в церкви на Маковея сухие головки мака, для них готовили достойное обрамление. На рассвете девчата срезали цветы подсолнечника, георгины, добавляли к ним мяту, васильки и разные полевые цветы, а также пшеничные и другие колосья. Такой букетик в Украине называется «маковiйчик». Нести его в храм полагается незамужним девицам или детям.

Маковея или Медовый спас: красивые открытки, картинки и поздравления

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 672
Источник: https://fakty.ua/314119-spas-medovyj-ili-makoveya-kak-otmetit-prazdnik

Приметы на Медовый Спас

Как и многие другие праздники, Первый Спас имеет множество примет:

  • Считается, что в этот день женщине будут прощены все ее грехи;
  • На Медовый Спас святили колодцы и в последний раз купали скот в озерах и реках;
  • Маковей был последним днем, чтобы засеять озимые;
  • Есть поверье, что если в этот день не начать откачку меда, то пчелы из соседних ульев вытаскают весь собранный мед.

Современные традиции празднования Медового Спаса во многом следуют давним обычаям наших предков. Освящение в церкви свежего меда, воды и букетов полевых цветов распространено в нашей стране по сей день. Традиционно с середины августа начинается и особая пора в землеводчестве – уборка урожая, подготовка к посеву озимых культур. Не смотря на бег времени, давние русские традиции продолжают жить в современном обществе.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 825
Источник: https://schci.ru/Medoviy_Spas.html

Медовый Cпас детям

На Медовый спас детям можно рассказать историю праздника, сходить в церковь и освятить мед, а дома приготовить медовые лакомства и разыграть веселый сценарий праздника меда.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 193
Источник: https://foma.ru/medovyiy-spas.html

Литература

  • Банников Е. Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Спасать : Спас // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4. — С. 294—295.
  • Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие. — Белгород: Белгородский государственный университет, 2000. — 268 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Август / Кабакова Г. И., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 87—89. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Капица Ф. С. Спасы // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И.Я. Билибина и др. — 8-е изд. — М.: Флинта, 2011. — С. 233–234. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-308-5.
  • Не век жить — век вспоминать: народная культура Поонежья и Онежского Поморья (по материалам Онежских экспедиций) / редкол.: А. А. Крысанов и др. — Онега — Архангельск — Москва: Фолиум, 2006. — 385 с. — ISBN 5-93881-045-0.
  • Коринфский А. А. Первый Спас // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 351—359.
  • Кошмина И. В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с. — ISBN 5-691-00701-7.
  • Народный календарь Кемеровской области / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Е. И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 208 с.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. — М.: МСП, 1999. — 464 с. — ISBN 5-7578-0066-6-1.
  • Ляховская, Л. П. Православная обрядовая кухня : праздники, традиции, обычаи, обряды. — СПб.: Кристалл, 2001. — 446 с. — (Мир увлечений). — ISBN 5-306-00118-1.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки / Под общ. ред. А. С. Онищенко. — К.: Выща школа, 1988. — 272 с.
  • Солодовникова Н. В. Обрядовый фольклор Красненского района // Традиционная культура Белгородского края. – Вып. 2. – Красненский район. – Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционной тетради» / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: ГУК «БГЦНТ», 2008. — Вып. 22. — С. 18—28.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Мак / Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 170–174. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Шангина И., Некрылова А. Русские праздники. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с. — (Русская энциклопедия). — ISBN 978-5-389-11816-4.
  • Св. Макивеј // Обичаји народа српскога. Књига 2 / Уредио Тих. Р. Ђорђевић. — Београд: Српска краљевска академија. Државна штампарија Краљевине Србије, 1909. — 468 с. — (Српски етнографски зборник / Српска краљевска академија ; књ. 14). (сербохорв.)
  • Легурска П., Китанова М. Тематичен речник на народния календар – теоретична основа и принципи // Български фолклор. Том 30. — София: Институт по фолклор, Българска академия на науките, 2004. — С. 80–102. (болг.)
  • Петровић П. Ж. Макавеј, Макивије // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 211. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 4500
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81

Медовый Cпас: стихи

Саша Черный

***

Сладок мед, ужасно сладок!

Ложку всю оближешь вмиг…

Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик

– Ульем все его зовут.

– Кто живет в нем? Сладкий гномик? –

Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,

В клетках – мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко… Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают –

Те годятся, эти – нет.

 Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет…

Будет день – придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

 И прозрачный мед сберет…

Хватит всем – и нам и пчелам…

Положи на язычок:

Станешь вдруг, как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!

Фото на заставке: Пасека Гремячева монастыря, Владимир Ештокин

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1101
Источник: https://foma.ru/medovyiy-spas.html
Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 23720
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 10102 (43%)
  2. https://fakty.ua/314119-spas-medovyj-ili-makoveya-kak-otmetit-prazdnik: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 2391 (10%)
  3. https://schci.ru/Medoviy_Spas.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 825 (3%)
  4. https://www.calend.ru/narod/5943/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3599 (15%)
  5. https://foma.ru/medovyiy-spas.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 2766 (12%)
  6. https://mirpchely.ru/produkty-pchelovodstva/med/medovyj-spas: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 3166 (13%)
  7. https://my-calend.ru/holidays/medovyy-spas: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 871 (4%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий