Лазарева суббота: это познавательно

В субботу перед Вербным воскресеньем православные христиане отмечают Лазареву субботу, или праздник Входа Господня в Иерусалим.

Лазарева суббота отмечается в субботу перед Вербным воскресеньем

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 195
Источник: https://www.obozrevatel.com/lady/holidays/lazareva-subbota-2020-chto-nelzya-delat-v-prazdnik.htm

Что такое Лазарева суббота

Лазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 732
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Лазарева суббота в Евангелие

Евангелие от Иоанна описывает события этого дня. Согласно ему,Лазарь жил в Вифании и был праведником. Иисус считал его другом и часто навещал их семью. От тяжелой болезни Лазарь скончался. Спаситель смог добраться до его склепа только на четвертый день после смерти. Христос велел отпереть от пещеры камень и сказал: «Лазарь,выйди вон!». И тот вернулся к жизни.

Весть об этом чуде быстро разлетелась по округе. Когда Иисус въезжал в Иерусалим на маленьком ослике,его встречали как царя,победившего смерть. Первосвященники,увидев такое поклонение народа,приняли решение убить Христа.

Между тем,воскресший Лазарь прожил еще 30 лет. Но из-за гонений ему пришлось перебраться на Кипр. Все эти годы он проповедовал христианскую веру в сане епископа.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 786
Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/lazareva-subbota-kak-nuzhno-otmechat-etot-prazdnik-i-chego-nelzya-delat-ni-v-koem-sluchae-265531

Историческое содержание

С Ла­за­ре­вой суб­бо­ты цер­ков­ные пес­но­пе­ния на­чи­на­ют ве­сти ве­ру­ю­щих по сто­пам Гос­по­да. Вре­ме­ни Его зем­ной жиз­ни оста­лось ме­нее неде­ли. Час ве­ли­ко­го Ис­хо­да бли­зок. «Об­щее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, из мерт­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же…», – слы­шим мы пе­ние празд­нич­но­го тро­па­ря.

«Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря – по­след­нее ве­ли­кое чу­до Хри­ста, по­след­ний от­блеск Сла­вы Его пе­ред но­чью стра­стей. Еван­ге­лист Иоанн изо­бра­жа­ет это со­бы­тие как оче­ви­дец, с по­ра­зи­тель­ной, по­чти ося­за­е­мой до­сто­вер­но­стью. Ви­дишь бук­валь­но каж­дый штрих: ро­бость уче­ни­ков, их ко­ле­ба­ния и, на­ко­нец, ре­ши­мость ид­ти на­встре­чу опас­но­сти. Иисус с гла­за­ми, пол­ны­ми слез, у гроб­ни­цы; сёст­ры, по­дав­лен­ные го­рем; сму­ще­ние Мар­фы, от­ва­лен­ный ка­мень и власт­ный при­зыв, услы­шан­ный в иных ми­рах: «Вый­ди, Ла­зарь!» Без­молв­ная фигу­ра в са­ване на по­ро­ге скле­па… Тот, Кто вско­ре Сам дол­жен бу­дет прой­ти через вра­та смер­ти, объ­яв­ля­ет Се­бя ее по­бе­ди­те­лем».

Хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие рас­смат­ри­ва­ет это чу­до как зри­мый сим­вол вла­сти Хри­ста над жиз­нью и смер­тью, как уве­ре­ние уче­ни­ков в сво­ем Вос­кре­се­нии и бу­ду­щем вос­кре­ше­нии мерт­вых. По­это­му дан­но­му со­бы­тию по­свя­ще­на суб­бо­та ше­стой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста (суб­бо­та Ла­за­ре­ва), пе­ред празд­ни­ком Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим (Верб­ным вос­кре­се­ньем). Ра­ди точ­но­сти сле­ду­ет за­ме­тить, что здесь бо­го­слу­жеб­ное вре­мя не сов­па­да­ет с ис­то­ри­че­ским: вос­кре­ше­ние Ла­за­ря про­изо­шло за ме­сяц или два до Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим (см. Ин.11:54.)

Сам же «Ла­зарь Чет­ве­ро­днев­ный», или «друг Бо­жий», – это го­сте­при­им­ный жи­тель Вифа­нии (пред­ме­стья Иеру­са­ли­ма), брат Мар­фы и Ма­рии, в до­ме ко­то­ро­го оста­нав­ли­вал­ся Иисус Хри­стос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2). Его вос­кре­ше­ние из мерт­вых на чет­вер­тый день (от­сю­да про­зва­ние), со­вер­шен­ное Хри­стом в фор­ме пуб­лич­но­го мес­си­ан­ско­го «зна­ме­ния», ста­ло для иудей­ских вла­стей, опа­сав­ших­ся ре­ли­ги­оз­ных вол­не­ний, по­след­ним ар­гу­мен­том в поль­зу немед­лен­ной над Ним рас­пра­вы (Ин.11:47-53).

Со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, по­сле вос­кре­ше­ния Ла­зарь про­жил еще 30 лет и умер в сане епи­ско­па Ки­ти­о­на (о. Кипр). В кон­це IX в. его мо­щи пе­ре­нес­ли в Кон­стан­ти­но­поль. Па­мять – 17/30 ок­тяб­ря и в суб­бо­ту Ла­за­ре­ву.

Юрий Ру­бан

Литература

Кас­си­ан (Без­об­ра­зов), еп. Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря и Вос­кре­се­ние Иису­са Хри­ста // Путь. Па­риж, 1929. № 16; Ра­ин А. П. Вос­кре­се­ние Ла­за­ря // Стран­ник. 1904. № 3.

При­ме­ча­ния

Дру­гой воз­мож­ный пе­ре­вод: «иметь бла­го­дар­ность».

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2788
Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-lazareva-subbota

Свт. Лука Войно-Ясенецкий о Лазаревой субботе

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…»

Общее воскресение… уверяя… Что это значит?

Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.

Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14).

Вера наша тщетна – вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово.

Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, – чтобы они благоденствовали, как часто видим. Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога?



Где?!! В воскресении – в воскресении мертвых!

Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ? О, не может быть, никогда не может быть!

Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение – страшное воскресение на суд.

И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения; эти окаянные, бросавшие бомбы с чумными и другими страшными бактериями.

Предстанут, предстанут они, ибо воскресение будет, ибо Христос воскрес и этим утвердил веру в воскресение, ибо Христовым воскресением побеждена смерть, вечная духовная смерть. И как Он воскрес в третий день после тяжкой смерти Своей на кресте, так воскреснут и все, все люди.

Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд – будет суд!

Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа – получат воздаяние в радости райской.

Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

26 октября 1952 г.

Вы прочитали материал Лазарева суббота.

Возможно, вам будет интересно прочитать:

Видео о Лазаревой субботе:

О Лазаревой субботе для детей

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3244
Источник: https://www.pravmir.ru/lazareva-subbota/

История празднования Лазаревой субботы

После вторичной смерти Лазаря похоронили на Кипре. В конце IX века его мощи перенесли в Константинополь. Но почитать праведника стали гораздо раньше. С V века.

В церкви во время службы в Лазареву субботу священники надевают облачения белого цвета. Но пышные гулянья на этот праздник не приветствуются,так как Великий пост еще не закончился. Но некоторые послабления в еде все же есть. Разрешены икра,растительное масло и красное вино.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 483
Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/lazareva-subbota-kak-nuzhno-otmechat-etot-prazdnik-i-chego-nelzya-delat-ni-v-koem-sluchae-265531

События праздника

О воскрешении Лазаря повествует только Иоанн Богослов:

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была , которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря.

Воскрешение Лазаря.

Византийская икона

Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «Смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1624
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазареву субботу называют также «малой Пасхой»: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше», что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной, книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.

Тропарь, глас 1:

Џбщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.

Кондак, глас 7:

И$же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.

Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский, на утрени — прп. Феофан Песнописец.

Библиотека Русской веры

Канон на Лазареву субботу →

Читать онлайн

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1295
Источник: https://ruvera.ru/lazareva_subbota

Современный взгляд: что значит Лазарева суббота сегодня

Итак, накануне Вербного воскресенья отмечают праздник Лазаревскую субботу; и конечно, интересно подумать, что это может значить в день сегодняшний. Ошибочно говорить, что воскрешение Лазаря – это единственный случай сотворения подобного чуда Христом. Евангелия описывают, что до этого события Спаситель избавил от смерти еще как минимум двух человек – сына бедной вдовы и дочь иудейского жителя по имени Иаир.

Но именно история с Лазарем стала, по сути, последним великим чудом, которое совершил Господь во время своей земной жизни. Считается, что через 1-2 месяца он вошел в Иерусалим (в этот день отмечают Вербное воскресенье). Еще через неделю Спасителя распяли, но он и сам воскрес из мертвых. Таким образом, в реальности описанные события имеют довольно большую разницу во времени.

В православии принято отмечать Лазареву субботу и Вербное воскресенье одно за другим. У католиков история о друге Христа, восставшем из мертвых, также хорошо известна. Однако надо сказать, что память о событии в большей степени чтут, пожалуй, православные.

Уже много веков подряд именно в эту субботу в народе было принято целыми семьями и даже деревнями отправляться на побережье местного водоема, в ивовые рощицы, чтобы нарвать много-много веточек вербы. В этом смысле можно сказать, что такое событие, как Лазаревская суббота, является своеобразной подготовкой к наступлению праздника Вербное воскресенье.

Однако истинный смысл описанного события гораздо глубже. Ведь что произошло на самом деле? Близкий друг Иисуса тяжело заболел и умер. Он совсем немного не дождался прихода Господа, который наверняка смог бы воскресить его из мертвых. Даже Мария с огромной печалью на сердце сказала об этом:

Можно сказать, что помощь была так близка, но по трагической случайности она просто не подоспела вовремя. Обида, отчаяние и глубокая скорбь переполняли сердца всех, кто знал Лазаря. Эти тяжелые чувства передались и Христу, который тоже прослезился. Но даже в такой безвыходной на первый взгляд ситуации он не опустил руки и сотворил большое чудо.

Вот такие чудеса, большие и маленькие, порой случаются и в нашей жизни. Причем помощь приходит как будто из ниоткуда, а возможности могут и сами постучаться в двери – остается только прислушаться.

И тогда каждый человек имеет шанс получить свое маленькое чудо: дела его начинают идти в гору, удача сопутствует во всех начинаниях, да и настроение не покидает волны позитива. А что для этого нужно? Только правильный настрой и вера.

Да, проблема может и не иметь решений. Во всяком случае, порой именно так все и выглядит. Но надо признать, что мы никогда не сможем увидеть все и сразу. Поверхностный взгляд дает лишь общее представление. Стоит только посмотреть на ситуацию без отчаяния и хотя бы мысленно принять решение о том, что выход обязательно найдется.

Вера в лучшее, надежда на помощь небесных сил, наконец, способность довериться самому себе – вот что нужно каждому человеку. И Лазарева суббота может стать как раз таким днем, который еще раз напомнит нам о столь простых, но очень важных истинах.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3098
Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/lazareva-subbota/chto-eto-za-prazdnik.html

Праведный Лазарь

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака). 

Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».  Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 861
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакомб и рельефах саркофагов.

Воскрешение праведного Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим, IV в.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.

Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диочезано, Италия, VI в.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.

Чудо Воскрешения Лазаря. Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков, 1313 г.Воскрешение Лазаря. Фрагмент иконы из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок. 1341 г.Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. 1470–1480 годыВоскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва. Начало XV в. (1410-е гг.?)Воскрешение Лазаря. Троице-Сергиева лавра. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский музейВоскрешение Лазаря. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. 1560-е годы. Государственный Русский музей, СПбВоскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640-е годы. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 2976
Источник: https://ruvera.ru/lazareva_subbota

Песнопения Лазаревой субботы

Тропарь, глас 1: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

Стихира на вечерне в пятницу, глас 8: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 1057
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005. — С. 363—364.
  • Текст службы в субботу ваий. Песнопения Триоди Постной
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов. // Вести Гагаузии. — 9, 16, 23 октября 2001 г.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 336—338. — ISBN 5-7133-0704-2.
Блок: 7/7 | Кол-во символов: 681
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0

Апостольское чтение Лазаревой субботы

Послание ап. Павла к Евреям 12:28 – 13:8 

Братья, приемля царство непоколебимое, будем держаться благодати (1), которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий.

Братолюбие между вами да пребывает. Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Вспоминайте узников, как бы пребывая с ними в узах, и страждущих, как бы сами находящиеся в теле. Брак да будет честен во всём, и ложе непорочно; ибо блудников и прелюбодеев осудит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Он Сам сказал: «Я тебя не оставлю и не покину тебя», так что мы смело говорим:

Господь мне помощник, и не убоюсь: чтó сделает мне человек? (Пс 117:6)

Помните наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки – Тот же.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 975
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Лазарева суббота: традиции и приметы

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, сотворенных Спасителем за время Его земного пути, как символ того, что и жизнь, и смерть человека подвластны Богу; и как надежда на воскресение всех умерших, кто веровал в Иисуса и следовал Его заповедям.

Это очень большой церковный праздник. Каждый верующий в этот день должен сходить на богослужение и, по желанию, причаститься.

На службе Лазаревой субботы верующие просят Бога об исцелении от телесных и духовных болезней для себя и близких. Также молятся об исполнении заветного желания.

В праздник нужно стараться быть в радостном настроении, следить за чистотой желаний и помыслов.

Лазарева суббота 2020: верующим в этот день нужно сходить на богослужение

Pixabay

В Лазареву субботу по обычаю заготавливают веточки вербы, чтобы на следующий день, в Вербное воскресенье, успеть освятить их на службе в церкви.

И хотя в Лазареву субботу продолжается Великий пост 2020, в этот день разрешается есть икру любой рыбы. Сама рыба остается под запретом, но разрешается уже в Вербное воскресенье.

Также в этот праздник можно садить горох: по народной примете, так он даст вдвое больше урожая.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1205
Источник: https://www.obozrevatel.com/lady/holidays/lazareva-subbota-2020-chto-nelzya-delat-v-prazdnik.htm

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 годаКараваджо «Воскрешение Лазаря» 1608-1609 гг.Гверчино. Воскрешение Лазаря. 1619 год. Лувр, Париж, ФранцияРембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 годВинсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890 годМ. В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, СПб

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 827
Источник: https://ruvera.ru/lazareva_subbota

Пост в Лазареву субботу

В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, растительное масло и вино.

На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Все это съедалось в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делалось послебление — можно было есть рыбу.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 357
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:

Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).

«Громкий голос Спасителя, воскресивший Лазаря, служит образом великой трубы, которая будет гласить во Всеобщее Воскресение» (бл. Феофилакт Болгарский) (1).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие  великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго»; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».

Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.

Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек (2).

Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому  бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:

Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш — друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший — друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те — иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, — и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра (3).

 

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.

2. Там же

3. Там же

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 4778
Источник: https://ruvera.ru/lazareva_subbota

Лазарева суббота у других народов

На родине праведного Лазаря, на Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города. Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазореву песню. В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 467
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Обычай «лазарования»

У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обычай— лазарование (Lazari). «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни. 

Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.

ЛАЗАРЕВА СУББОТА: МЫ ВСЕ ВОСКРЕСНЕМ

ЗАЧЕМ ХРИСТОС ВОСКРЕСИЛ ЛАЗАРЯ? СМЫСЛ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ

Иллюстрация на анонсе: Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 712
Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html
Кол-во блоков: 30 | Общее кол-во символов: 39931
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 2305 (6%)
  2. https://ruvera.ru/lazareva_subbota: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 12865 (32%)
  3. https://altapress.ru/zhizn/story/lazareva-subbota-kak-nuzhno-otmechat-etot-prazdnik-i-chego-nelzya-delat-ni-v-koem-sluchae-265531: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1789 (4%)
  4. https://foma.ru/lazareva-subbota.html: использовано 7 блоков из 12, кол-во символов 5161 (13%)
  5. https://azbyka.ru/days/prazdnik-lazareva-subbota: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2788 (7%)
  6. https://www.pravmir.ru/lazareva-subbota/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3244 (8%)
  7. https://www.obozrevatel.com/lady/holidays/lazareva-subbota-2020-chto-nelzya-delat-v-prazdnik.htm: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1400 (4%)
  8. https://zavedeno.com/prazdniki/lazareva-subbota/chto-eto-za-prazdnik.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 10379 (26%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий