Крещенский сочельник

Крещенский сочельник 2021 отмечается 18 января. Он завершает период рождественских праздников. В этот день проводятся главные приготовления к Крещению.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 151
Источник: https://my-calend.ru/holidays/kreshchenskiy-vecher

Другие названия

У восточных славян большинство названий дня терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника и во многом повторяет рождественско-новогодние обычаи: рус. Голодная кутья, Крещенская коляда, Голодный свят-вечер, Второй Сочельник, Водяная коляда, Голодный вечер, Третья, или водопостная кутья, Канун Богоявления, Свечки; белор. Піскуха, Марья, Терпека; укр. Голодна кутя, Свят-вечір водохрэсний, Голодна куття, Друга куття; белор. и укр. Остатня кутья , Постна кутья, Проводная кутья, Водяна коляда; полес. Нисчемная кутья, Третья велея, Други коляды, Водянуха, Последняя кутья, Кутя-варóжка, Пи́сана коляда, Терплячка; болг. Попо́ва коледа; серб. Крстовдан, Водопос, Водокрст, Неjетка, чеш. Jméno Ježíš.

По сербскому преданию, зимний «Крстовдан» назван так потому, что в этот день «скрещиваются» ветры, а люди гадают по их направлению о благополучии и урожае.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 892
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80

Происхождение названия праздника

Слово «сочельник» произошло от «сочиво» – обрядовое блюдо из размоченных зерен риса или пшеницы, с добавлением меда, орехов, изюма, мака, кураги, семян льна, которое принято готовить в этот день. Крещенским торжество назвали потому, что оно предваряет великий православный праздник – Крещение Господне (Святое Богоявление).

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 355
Источник: https://my-calend.ru/holidays/kreshchenskiy-vecher

Крещенский сочельник

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.). Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня.

Блок: 2/13 | Кол-во символов: 3667
Источник: https://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-sochelnik/

Традиции

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.

Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится». В полночь ходили на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывали целебные свойства и которую тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умывались снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считался целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляли ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна, а утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году». Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин шел вечером босыми ногами в сад и перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся».

Святки подходили к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисовали мелом или углём кресты. Особенно был опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2830
Источник: https://rubtsovskmv.ru/2020/01/18/18-yanvarya-kreshhenskij-sochelnik-sut-prazdnika-tradicii-zaprety-gadaniya-primety/

Традиции и обряды праздника

18 января в храмах проводятся богослужения и великое освящение воды. Прихожане совершают таинство причащения крещенской водой. Люди приносят с храмов домой освященную воду и окропляют ею дом. Крещенскую воду хранят весь год. Она обладает целебными свойствами: оберегает жилище от нечистой силы и способна вылечить от тяжелых недугов.

В этот день хозяйки готовят сочиво (кутью). Вся семья собирается за праздничным столом.

18 января люди чертят на косяках, дверях, окнах мелом или карандашом кресты, чтобы в дом не проникла нечистая сила.

Крещенский сочельник завершает период Рождественских святок. Он считается последним праздничным днем, когда можно совершать обряды колядования, ряжения и гадания.

В этот праздник принято делать добрые дела, помогать нуждающимся людям.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 795
Источник: https://my-calend.ru/holidays/kreshchenskiy-vecher

Библия о Крещении и Богоявлении

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай Меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий»

Блок: 4/13 | Кол-во символов: 947
Источник: https://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-sochelnik/

Запреты

Нельзя:

  • ругаться и сквернословить;
  • просто сердиться;
  • ставить на стол четное количество блюд;
  • думать о дурном или просто думать о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду или воду, которую только собираешься святить;
  • есть мясное и пить спиртное, использовать даже растительное масло при готовке – 18 января строгий пост;
  • переедать во время праздничного ужина.

Фото из открытых источников/Интернет

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 407
Источник: https://rubtsovskmv.ru/2020/01/18/18-yanvarya-kreshhenskij-sochelnik-sut-prazdnika-tradicii-zaprety-gadaniya-primety/

Приметы и поверья

  • Сильная метель 18 января сулит хороший урожай.
  • Тот, кто в Крещенский сочельник искупается в бане, будет обладать красотой, здоровьем и долголетием.
  • Девушки, которые хотят избавиться от веснушек, должны 18 января умыться водой из талого крещенского снега.
  • Чтобы в дом не проникла нечистая сила, на окнах и дверях следует нарисовать мелом узор из маленьких крестиков.
  • В ночь на 19 января открываются небеса. Все, что у них попросится, непременно исполнится.

Крещенский сочельник завершает период Рождественских святок. В этот праздник осуществляются последние обряды колядования и гадания. Освященная вода и собранный в этот день снег способны сохранять чудодейственные и целебные свойства на протяжении всего года, оберегать дом и членов семьи от нечистой силы.

Читать ~4 мин.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 786
Источник: https://my-calend.ru/holidays/kreshchenskiy-vecher

Что нельзя делать в Крещенский сочельник

18 января запрещается ругаться, стирать, давать деньги в долг, выносить что-то из дома. Нельзя переедать, употреблять в пищу мясо, рыбу, алкогольные напитки.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 197
Источник: https://my-calend.ru/holidays/kreshchenskiy-vecher

Литература

  1. Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Благопожелания: ритуал и текст // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал / Отв. ред. Н. И. Толстой; Институт славяноведения и балканистики РАН. — М.: Наука, 1994. — С. 168—208. — ISBN 5-02-011499-5.
  2. Антонић Д., Зупанц М. Српски народни календар. — Београд, 1988. — ISBN 86-81369-02-4.
  3. Банников Е. Зимние Святки // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824.
  4. Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  5. Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  6. Гадание / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 482—486. — ISBN 5-7133-0704-2.
  7. Крещение / Виноградова Л. Н., Плотникова Л. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 667–672. — ISBN 5-7133-1207-0.
  8. Власов В. Древнерусская агрономия и христианство (рус.) // Наука и жизнь. — М.: Правда, 1989. — № 9. — С. 44—49. — ISSN 0028-1263.
  9. Гадло А.В., Егоров С.Б., Верняев И.И., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России: Южные окрестности Петербурга, Приладожье, Центральные районы Псковщины. — СПб.: Санкт-Петербургского университета, 2004. — 252 с. — ISBN 5-288-03047-2.
  10. Гошко Ю. Г. Соціалістична обрядовість на Україні:Історичний досвід та сучасні проблеми. — К.: Наукова думка, 1983. — 223 с.
  11. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  12. Коринфский А. А. Крещенские сказания // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 120—127.
  13. Змора / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 341–344. — ISBN 5-7133-0982-7.
  14. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  15. Молчанов Б. А. Человек и природа в традиционном правосознании народов Северной России. — Архангельск: Поморский гос. университет, 1998. — 216 с. — ISBN 5-288-03047-2.
  16. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  17. Никитина А. В. Русская традиционная культура : учеб. пособие для иностранцев. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. — 338 с. — ISBN 5-288-02197-X.
  18. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  19. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  20. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  21. Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 1. — 512 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  22. Ястребов И. С. Обычаи и песни турецких сербов. — СПб.: Типография В. С. Балашева, 1889. — XXIV + 626 с.
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 3697
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80

Об очередях за святой водой

Храм Христа Спасителя

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 51
Источник: https://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-sochelnik/

Фильмы о Крещенском Сочельнике:

Блок: 13/13 | Кол-во символов: 34
Источник: https://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-sochelnik/
Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 14809
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.pravmir.ru/kak-provesti-kreshhenskij-sochelnik/: использовано 4 блоков из 13, кол-во символов 4699 (32%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 4589 (31%)
  3. https://rubtsovskmv.ru/2020/01/18/18-yanvarya-kreshhenskij-sochelnik-sut-prazdnika-tradicii-zaprety-gadaniya-primety/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3237 (22%)
  4. https://my-calend.ru/holidays/kreshchenskiy-vecher: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 2284 (15%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий