День невинных младенцев: распишем по пунктам

Избиение младенцев — это история из Нового Завета, описанная в Евангелии от Матфея, предание которой имеет переносное значение чрезмерной, неоправданной жестокости по отношению к беззащитным и беспомощным.

Убитые младенцы являются святыми мучениками в христианской церкви, а День святых Невинных Младенцев Вифлеемских отмечается по православной традиции 29 декабря (11 января), по католической — 28 декабря.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 410
Источник: https://www.samtulana.ru/5mjvts80an8r8pqf/

Содержание

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца^

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 695
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2

1. День Невинных Младенцев

День Избиения младенцев.

Европейцы в средневековье серьезно подходили к вопросу празднования. Например, Рождество отмечалось не один день, как сегодня, а в течение 12 дней. Это были дни веселых празднеств и гуляний, которые давали крестьянам возможность отдохнуть от повседневной работы. Однако, один из рождественских дней был вовсе не такой веселый, по крайней мере, для детей. 28 декабря отмечали День святых Невинных Младенцев Вифлеемских (или День Избиения младенцев), который считался одним из самых несчастных дней в году.

Согласно библейской истории, царь Ирод рассердился, когда понял, что волхвы обманули его и не сказали о местонахождении младенца, которому те шли поклониться. После этого Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. В средние века верующие родители хотели напомнить своим детям о всей жестокости царя Ирода и рано утром 28 декабря вытаскивали их из постелей и избивали. К счастью, варварский праздник в конце концов изменился и ритуальные избиения превратились.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1031
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

Апокрифические истории

Эпизод про избиение младенцев нашел отражение и в Апокрифах в «евангелия детства», не вошедших в официальный библейский канон. Речь идет о «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». В частности в протоевангелии, датируемым второй половиной II века. повторяется повествование евангелиста Матфея и в дополнение к нему рассказывается о спасении Иоанна Крестителя своей матерью Елизаветой и смерти его отца, священника Захария, который не стал рассказывать, где прячется его малолетний сын. Объяснение причин убийства Захария есть и в Евангелии от Матфея (Мф. 23:35).

«Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их»?

Вторая апокрифическая история не содержит новой информации об эпизоде, а лишь только полностью его копирует.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 999
Источник: https://www.samtulana.ru/5mjvts80an8r8pqf/

Кровавое звено в противостоянии Бога и человека

Протоиерей Владимир Ровинский

За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах избиенных в Вифлееме младенцев, стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога.

Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми.

Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2.16).

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1222
Источник: https://www.pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-mladentsev-realnoe-kolichestvo-zhertv-ili-simvol-istorii-chelovechestva/

3. Свежевание мужчин

Tlacaxipehualiztli.

У ацтеков был ежегодный праздник, по мотивам которого впору снимать настоящий фильм ужасов. Этот фестиваль по названию Tlacaxipehualiztli («свежевание мужчин»), проводился в честь Шипе Топека («господа с содранной кожей») — бога плодородия у ацтеков. Tlacaxipehualiztli был самым большим фестивалем в течение года у ацтеков, а также самым кровавым.

Ацтеки подвергали пленных сложным ритуалам, а несколько дней спустя их приносили в жертву Шипе Тотеку. Жрецы вырезали сердца еще у живых жертв, после чего поднимали их вверх на протянутых руках на всеобщее обозрение. После этого жрецы свежевали своих жертв, полностью снимая с них кожу. Делалось это все под священные песнопения. Более того, жрецы после этого одевали на себя снятую кожу принесенных в жертву людей. Позже во время фестиваля жрецы носили отрубленные головы жертв, тела которых разрезали на куски и даже частично съедали. Этот ритуал продолжался несколько дней, а после его окончания снятые кожи хранились в священной пещере.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1028
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

Как видим, евангелист не ставит своей целью донести до слушателей точное количество младенцев, которые были принесены в жертву алчности и властолюбию царя Ирода.

Это невозможно. Хотя в Евангелии и акцентируется внимание на избиении «всех младенцев» – и не только в Вифлееме, но и «во всех пределах его».

Роспись монастыря Симона Петра на Афоне

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 347
Источник: https://www.pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-mladentsev-realnoe-kolichestvo-zhertv-ili-simvol-istorii-chelovechestva/

Историчность

Предание об избиении младенцев отсутствует в античных нехристианских источниках. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Царь Ирод Великий, который, согласно Евангелию, приказал убить младенцев, умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, 1 г. до н. э.). Что согласуется с общепринятым воззрением на год Рождества — считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения Ветхого завета». Стивен Харрис и Раймонд Браун аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1837
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2

Помочь увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Мессию Христа

Блаженный Иероним Стридонский, подвизавшийся в Вифлееме и занимавшийся там научной деятельностью во второй половине IV века, пишет, что по указу Ирода было убито «много тысяч» младенцев. Евангелист Матфей связывает это убийство, которое произошло уже после Рождества Христова, с длинной чредой попыток уничтожить богоизбранный народ на протяжении всей ветхозаветной истории.

Напомню, что Матфей поставил своей целью помочь иудеям увидеть, в непринятом ими Иисусе из Назарета, обещанного Мессию Христа. Апостол еврейского народа постоянно ссылается на авторитет ветхозаветных пророчеств о Христе. Он связывает в одно целое известные древние пророчества с теми событиями, которым свидетелем был не только он, но и его соплеменники.

Вот и здесь, сразу после повествования об избиении младенцев в Вифлееме, он говорит: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:16-18).

Рама, городок расположенный в 12 километрах от Вифлеема, несомненно подпадал под действие указа Ирода. В Раме находится гробница Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова, который был внуком родоначальника еврейского народа Авраама. В Раме собирали плененных иудеев перед тем, как отвести их в рабство на чужбину. И ветхозаветный пророк Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе своего народа.

Гробница Рахили в Израиле

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1504
Источник: https://www.pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-mladentsev-realnoe-kolichestvo-zhertv-ili-simvol-istorii-chelovechestva/

5. Церемония нового огня

Костер внутри человека.

Ацтеки считали, что мир должен погибнуть через каждые 52 года, если они не сохранят его в ходе жуткого ритуала под названием «Церемония нового огня». Каждые 52 года ацтеки тщательно «вычищали» свои дома от наиболее ценного имущества, которое сразу же бросалось в костер. Позже возник ритуал «нового огня», во время которого жрецы, одетые в мантии с символикой своих богов, разрезали грудь жертвам и клали внутрь тлеющие угли, буквально разжигая костер внутри человека. После того, как жертва загоралась, ее бросали в большой костер. В это время вокруг шло бурное празднование… ведь мир был «спасен» еще на 52 года.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 663
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

Наивная ошибка или глубокий символ?

Но мы перед собой поставили вопрос, почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме младенцев – 14 тысяч. Что здесь – наивная ошибка или глубокий символ?

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 230
Источник: https://www.pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-mladentsev-realnoe-kolichestvo-zhertv-ili-simvol-istorii-chelovechestva/

6. День черепов

Древний ритуал смерти.

Коренные боливийцы каждый год 8 ноября участвуют в древнем ритуале смерти. Участники берут человеческие черепа, которые выкапывают на заброшенных кладбищах, и украшают их цветами и ювелирными изделиями. Затем черепа торжественно проносят по городу, для них играет торжественная музыка и черепам даже приносят дары. В Боливии эти черепа называют «нанита» и придают им большую религиозную значимость. Считается, что черепа даруют защиту и приносят удачу. По этой же причине, черепам регулярно молятся, причем используя традиционные христианские молитвы. Католическая церковь осуждает этот ритуал и неоднократно просила боливийцев отказаться от подобных торжеств. Но боливийцы и поныне продолжают молиться черепам.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 748
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

Церковное предание, вслед за евангелистом Матфеем, видит в массовом убийстве невинных младенцев из Вифлеема не просто одиночный случай проявлений царского деспотизма, а ставит его в контексте истории падшего человечества страшным звеном в длинном ряду безуспешного богоборчества.

А число «14» действительно символическое. Нам известно, что родословная Спасителя, тем же евангелистом Матфеем, разделена на три чреды по четырнадцать родов: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17).

Да и Ветхий Завет сыновьями Рахили называет не только рожденных ею Иосифа и Вениамина, но также и внуков — «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). Отсюда и древнее церковное предание, которое через византийскую традицию пришло на Русь и сохранило нам память о 14 тысячах младенцев-мучеников, о которых Рахиль спустя 17 веков после своей кончины плачет как «о детях своих».

Боль за младенцев-мучеников и память об их страданиях не угасает в Церкви. Святые мощи младенцев сохраняются в склепе рядом с Храмом Рождества Христова в Вифлееме. А часть мощей одного из младенцев находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры рядом с церковью Рождества Христова. Святые мощи первого мученика за Христа привез в Киев патриарх иерусалимский в 1620 году.

Невинно убиенным младенцам молятся дети и о детях, молятся за рожденных недоношеными и убиенных во чреве. Современная статистика ужасает не меньше древнего злодеяния: сегодня в России, Украине и Белоруссии ежедневно в утробе матери убивают не менее 14 тысяч не рожденных детей.

И, как писал известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий: «Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни».

Подготовила Анна Аркуша

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1932
Источник: https://www.pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-mladentsev-realnoe-kolichestvo-zhertv-ili-simvol-istorii-chelovechestva/

7. День крови

Римская богиня войны Беллона.

Один из самых шокирующих праздников существовал в Древнем Риме. Каждый год 24 марта последователи римской богини войны Беллоны проводили ужасающий ритуал, чтобы показать свою покорность богине. Этот фестиваль назывался Dies Sanguinis («День крови»). Жрецы Беллоны резали себе руки и ноги, сцеживали кровь и пили ее. Кровью также торжественно брызгали на изображения богов. Некоторые преданные фанаты Беллоны заходили еще дальше. Чтобы показать свое уважение к отрубленному пенису римского бога Аттиса, они кастрировали себя кремневым ножом.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 582
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

8. Фестиваль Тинку

Мордобой контролируется полицией.

Каждый год люди народностей тинку и кечуа в Боливии собираются вместе с одной единственной целью — избить друг друга во время ритуального праздника под названием Тинку («встреча»). Эта древняя практика появилась задолго до Колумба. Начинается праздник с того, что люди в течение нескольких дней употребляют обильное количество спиртного. Затем они приносят в жертву ламу и исполняют ритуальные танцы. После завершения ритуала алкогольные возлияние продолжаются, и люди начинают драться друг с другом. Молодежь, старики, мужчины, женщины — все избивают друг друга во имя мира. Цель — искоренить гнев, который люди могут испытывать друг к другу.

На фестивале неизменно текут реки крови, а также часто гибнут люди. Местные жители считают кровь символом плодородия и утверждают, что Тинку способствует хорошему урожаю. В далеком прошлом трупы погибших съедали во время религиозной части празднества. Сегодня это празднество проводится под контролем полиции.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 1004
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

9. Ашура

День смерти имама Хусейна ибн Али.

День Ашура — мусульманский праздник. Но сунниты и шииты понимают его по разному. Сунниты рассматривают его как день освобождения израильтян от фараона в Египте. Для них это большой праздник. У шиитов же это день смерти имама Хусейна ибн Али (потомка Мухаммада). В память об этом они уже 1300 лет практикуют кровавый ритуал.

На 10-й день месяца Мухаррам шииты собираются на площадях и избивают себя мечами или цепями, чтобы оплакать смерть Хусейна. По время этого действа по улицам течёт кровь. Участие в празднике нередко принимают даже подростки. В последние годы подобное самобичевание осуждается большинством шиитских лидеров, тем не менее тысячи мусульман-шиитов по всему миру по-прежнему предпочитают маршировать по улицам в лужах собственной крови.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 797
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/

10. Фестиваль Гадхимаи

Жертвы богине Гадхимаи.

Возможно, самое большое жертвоприношение животных в мире происходит во время фестиваля Гадхимаи в Непале. Каждые пять лет там проводится крупнейшая в мире массовая резня во имя религии. Сотни тысяч людей, поклоняющиеся индусской богине Гадхимаи, приводят на фестиваль бесчисленных животных (буйволов, свиней, коз, кур, крыс, голубей), чтобы принести их в жертву (делается это для обретения удачи). Считается, что во время фестиваля в 2014 году было убито 500 000 животных. К счастью, после 250 лет проведения фестиваля это ритуальное убийство было запрещено в 2015 году властями.

Каждая страна и каждый народ отмечает свой Новый год по-своему и в разное время. Так, очищение водой или тайский Новый год будут отмечать только в апреле.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 830
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/
Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 17378
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2532 (15%)
  2. https://www.samtulana.ru/5mjvts80an8r8pqf/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 1672 (10%)
  3. https://kulturologia.ru/blogs/290116/28220/: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 7939 (46%)
  4. https://www.pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-mladentsev-realnoe-kolichestvo-zhertv-ili-simvol-istorii-chelovechestva/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 5235 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий