Громница: разбираем со всех сторон

Громницей назывался славянский праздник, который отмечали 2 (15) февраля. Также он иногда именовался Среча, Зимнее, Перунье. В этот день не устраивали шумное веселье, как в обычные праздники, а отмечали его в тихом семейном кругу. Что за праздник такой Громница, и почему этот день выпадает на зимний месяц февраль? Зачем отливают громничные свечи, и каким образом славянский праздник слился с христианским Сретеньем? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 455
Источник: https://TayniyMir.com/obryadi/gromnicza.html

Другие названия праздника

рус. Стретенье, Сустретьев день, Стретенские морозы, Стретенские оттепели, Зимобор, Пресвятая Мария Громница, Сретенье Богородицы; белор. Грамніцы, Грамнічнік, Стрэчанне, Устрэціньне; полес. Вшестье; болг. Зимна Богородица, Миши празник; серб. Сретен и Обретен, Средозимци; хорв. Svitlomarinje, Svecna Marije, Svijećnica; словен. Svečnica; польск. Gromnice, święto Matki Bożej Gromnicznej, święto Ofiarowania Pańskiego, Matka Boska Niedźwiedzia; словацк. Obetovanie Pána; чеш. Hromnice, Svátek sviček; в.-луж. swěčkowa Marija.

Блок: 2/13 | Кол-во символов: 554
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)

В заключении о ритуале три свечи:

Самое прекрасное в громничной свече — сделанная, заряженная-освящённая 15 февраля, свеча может использоваться круглый год. Божественная свеча — символ небесного огня, соединяющего три Мiра, созданных Родом. Обходите дом; зачерчивайте двери и окна; помогайте больному выздоравливать; используйте, привлекая в дом светлое добро. Теперь знаете, как сделана громничная свеча, можете исполнить сами.

Помните, что обряд освещения таков:

1. Готовим алтарь (желательно с образом Перуна и Славянскими Резами Морены, Лёли, Перуна и Перуницы Дивы), заговорник с переписанным заговором, громничную свечу, огниво, нож для обережного круга.

2. Проводим обережный круг (3ж посолонь).

3. Говорим Слова на громничную свечу (см. заговор выше).

4. Дальше решаем: если обряд закончен, то открываем обережный круг (3ж противосолонь), свечу убираем к алтарю.

5. Или продолжаем дальше — зажигаем свечу и рисуем знак Перуницы. Дальше решаем: если обряд закончен, то гасим свечу и открываем обережный круг (3ж противосолонь), свечу убираем к алтарю.

6. Или продолжаем дальше: открываем обережный круг (3ж противосолонь) и делаем обход со свечей вокруг дома. После свечу гасим и убираем к алтарю.

7. Можно одновременно заговаривать все громничные свечи, которые есть у вас, затем использовать их по одной.

В нашей лавке мы делаем обряд, Ведающие произносят заговор («говорят Слова»), но не поджигают свечи. Можно приобрести у нас заговорённые громничные свечи. В этом случае произносите приведённый выше заговор перед тем, как зажечь свою свечу и чертите знак Перуницы в воздухе (обережный круг с нашей свечой вам не понадобится).

Когда громничная свеча используется вновь, то зажигается перед алтарём с заговором, произнесенный при освещении – так оживляется сила свечи. Обережный круг здесь не нужен. После использования громничной свечи снова убирайте её за алтарь. Когда громничная свеча полностью сгорела, отдаёте свечу стихиям. Можно переплавить огнём, оставшийся воск использовать в бытовых нуждах, или обернуть в тряпицу, закопать в земле, в нехоженном месте.

Посмотрите, на обряды и послушайте, как читается этот заговор в коротком видео:






.

Используйте обережные свойства громничной свечи каждый раз, когда вам захочется почувствовать очищающую божественную силу Перуна и Перуницы, молодую весеннюю любовь Богини Лёли. 

И будьте счастливы всю будущую весну!

С пожеланиями добра, Иванова Ирина.

Источник — http://welemudr.ru/?p=33084

Исток — https://northernfable.ru/article/ritual_tri_svechi/?bx_sender_conversion_id=10000458&utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=skazki&utm_content=skazka-newsletter

.или

https://northernfable.ru/gromnica/

.

Примечание: другие славяно-арийские Рода отмечают Громницу 1-2 февраля… — https://ladstas.livejournal.com/102638.html

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2804
Источник: https://ladstas.livejournal.com/726074.html

Как Громница стала христианским праздником

С приходом христианства как главенствующей религии, церковь пошла на хитрости, ведь искоренить язычество за одну минуты или даже день было невозможно, поэтому для пущего и скорого эффекта они подменяли и сливали воедино христианские и языческие празднования, но уже с удобной для себя трактовкой. Это произошло и с Громницей, только в православной религии он называется Сретенье Господне, хотя многие культурологи утверждают, что он имеет непосредственную связь с культом Перуна. Понятное дело церковь не приемлет такую точку зрения и считает это проявлениями «диявольского».

Наши предки же считали, что в день Громницы происходит первая серьезная битва между зимой-Мореной и прекрасной Весной. От их боя даже слышны раскаты грома единственные в зимний период. Полагалось, что начинается противостояние между светлыми и темными силами, именно поэтому в этот праздник особенно поклонялись Громовержцу Перуну и Богине Громовнице.

Стоит отметить, что на разных территориях богиню называли по-разному, несмотря на одну религию. К примеру, южные славяне звали ее Громовницей, проживавшие прародители на территории Украины – Паляницей. А на некоторых территориях почитали Жену Громовержца – Перуницу. В этот праздник в равной части поклонялись как Перуну, так и богине Громовнице.

Естественно, прошли многие столетия и найти истину, кого больше почитали или же что конкретно подразумевали наши предки под своими обрядами поклонения практически невозможно. Но исследователи, историки и культурологи совершают невозможное, открывая нам все больше информации о наших предках и их жизни.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1621
Источник: https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/sretenie-gromnica/

Русские обряды

В некоторых местах Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». В северо-западных губерниях, также как и в Белоруссии, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения.

Для получения исцеления от эпилепсии, психических заболеваний, чтобы оберечься от самоубийства молились перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В Красненском районе Белгородской области гуляли по улице и пели песни «Молодка», «Деревня» и другие.

В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов ходили к трём колодцам набирать воду. Эта вода считалась целебной. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей. «Вода, освящённая на Сретенье, признаётся равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом».

Дети вечером перед сумерками где-нибудь на пригорке первый раз негромко заклинают солнышко: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу — ведьму зиму?». Если заклинаемое «солнышко-вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет — ожидай ещё «власьевских» морозов.

Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни.

В ночь со Сретения на Починки опасались домового. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может «заездить коня». Также распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.

Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая.

Блок: 3/13 | Кол-во символов: 2153
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)

Как праздновалась Громница

Главным символом этого праздника для древних славян была громничная свеча, которая была отражением Небесного огня. Для того чтобы изготовить свечу наши прародители изготавливали самый качественный и лучший воск, а непосредственно перед праздником в последний шесток растопленный воск заливали в формы и давали остыть. После чего вся деревня собиралась на капищах для мольбы богов, где и зажигались эти свечи.

Предки верили, что с помощью свечи можно не только отвести молнию, но и просить богов о дожде при засушливой погоде, но в основном такими ответственными делами занимались жрецы и волхвы. Также во время тяжкой болезни человека, лекари вкладывали в руку больного свечу, и та своей магической силой исцеляла их.

Существует огромное количество поверий и суеверий касающихся не только свечи, как главного символа, но и самого праздника. К примеру, наши предки отслеживали погоду, какая она в канун праздника, такая будет и весь месяц. Если же на небосводе покажется солнце, то ожидается ранняя весна.

Еще одним немаловажным символом Сретенья, который выполнялся каждый год, был ритуальный торжественный танец называемый Огнедевой. Он танцевался исключительно женщинами всей деревни или поселения в качестве утверждения и защиты всего живого на земле. До этого жрецы зажигали огромную свечу на капище и молились, после чего женщины брались за руки и становились вокруг свечи танцевать, после этого танца поджигались свечи всех присутствующих и ритуал продолжался.

После танца свечи, которые напитались энергией молитв, гасились и хранились в течение всего года, если в доме хворь, какая завелась или же просто несчастье и проблемы постигали семью, то свечу поджигали и молились. Наши предки верили, что сила богов поможет в трудную минуту и защитит от различных напастей.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1802
Источник: https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/sretenie-gromnica/

Настал февраль — весна не за горами

В старину, последний зимний месяц, наши предки называли Лютень, или просто Лютый. Не зря ведь месяц получил такое название. Вроде зима почти кончилась, того гляди, и весна пожалует, а февраль неожиданно приморозит. Самые промозглые морозы обычно именно в этом месяце бушуют за окном. Создаётся такое ощущение, словно зима своих позиций сдавать совсем не собирается, вот и лютует беспощадно. По верованиям наших предков, больше всего смертей в зимнюю пору приходилось именно на февраль. Верили древние славяне, что в последний месяц своего властвования в Явьем мире, тёмная богиня Мара становилась совсем беспощадной, и старалась забрать с собой как можно больше человеческих жизней. Поэтому, чем больше близился конец месяца, тем радостнее становилось людям. Конец февраля обозначал долгожданное избавление от власти тёмной матери погибели. Но, и в начале лютого месяца февраля, у древних славян был особый праздник и обряд — Громница. Этот праздник праздновали обычно на второй день лютого месяца, то есть второго февраля, и олицетворял он собой первую встречу грядущей весны и холодной зимы.

Почему праздник назвали именно Громницей, спросите вы. А всё дело в том, что по преданию, именно в этот день, один единственный раз за всю зимнюю пору, гремит гром бога Перуна, а гремит этот гром не просто так. Он угрожает тёмной богине Маре и напоминает ей о том, что близится конец её власти. Именно в это день, на мироколице Явьего мира, в первый раз молодая весна даёт бой зимушке. В этот же день, в лесу, в своей берлоге, на другой бок переворачивается спящий медведь — любимец бога Велеса. В народе было принято в это день проводить всякие очищающие обряды и просить у богини Морены смилостивиться, и не морозить пуще прежнего.

В народе ходили разного рода присказки, мол солнце на лето, зиму на мороз. Одним словом, именно с этого дня, для древних славян начинался обратный отсчёт. Громница знаменовала начало борьбы, и шествие новой жизни по земле. Данный праздник был так же известен и под другим названием — Сретение, или просто встреча.

В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон. Согласно Библии, данная встреча произошла в Иерусалимском храме, на сороковой день после рождения Мессии.

Множество проводимых в этот день обрядов было связано с водой. Славяне называли животворящей воду, что была набрана при Большом Крещении воды, и на Сретение, при Малом Крещении воды. Например, в Белоруссии, в семьях до сих пор сохранилась традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Именно с того времени, закрепилось поверье, что купание в холодной, освящённой проруби, может исцелять. Даже если просто умыться такой водой, то всё равно можно было исцелиться от разных хворей. Здесь отчётливо прослеживается тесное переплетение языческих верований и православных обрядов.

С данным праздником было связанно много поверий. Например, если на праздник Громницы выпадали морозы, то стоило ожидать довольно холодной и поздней весны. Если выдавалась звёздная ночь, люди говорили, что ещё не скоро зима «плакать» начнёт, то есть не скоро ещё таять начнёт снег. Если на этот праздник выдавалась ясная и безоблачная погода, то верили, что урожай будет богатым. Были свои приметы и на тот случай, если выпадал на Громницу снег. Если подобное случалось утром, то это означало, что стоило ждать раннего урожая пшеницы. Соответственно, если снег выпадал посреди дня, или вечером, урожай был бы своевременным, или наоборот поздним.

На Громницу существовал ещё один очень интересный обряд. Его называли заклинанием солнца. Люди выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце. Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам. Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, аккурат после Велесового (Власьего) дня, то есть после 11 февраля.

Праздник Громницы иначе ещё называют и первыми закличками весны. Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей. Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов. Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями. Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 4590
Источник: https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/sretenie-gromnica/

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1
Источник: https://TayniyMir.com/obryadi/gromnicza.html

Магические обряды

Ни один большой церковный праздник не обходился без магических обрядов, которые были призваны изменить судьбу к лучшему. Эзотерики говорят, что в большие церковные праздники исполняются заветные желания, так как энергетика дня этому способствует. Также по праздникам гадают на судьбу. Церковь противится этим традициям, но искоренить их из народной среды так и не удалось.

Исполнение заветного желания

У каждого человека есть заветное желание, от исполнения которого многое зависит. Сретенье — самый подходящий день для исполнения задуманного. Нужно повернуться лицом к востоку и сказать непременно 8 раз подряд следующие слова (можно читать по записи):

Перед чтением заговора нужно надеть платок (женщинам), зажечь свечу у иконы Сретенье и прочитать Отче наш трижды. Потом произносится вслух заговор, после этого листик с записью прячут за икону Сретенье. Свеча пусть догорает до конца. Перекреститесь и ждите исполнения задуманного.

Привлечь удачу

Чтобы притянуть удачу, нужно провести несложный магический ритуал. Подготовьте заранее следующие предметы:

  • 9 церковных свечей;
  • стакан со святой водой;
  • скатерть зеленого цвета;
  • икона Сретенье.

Утром посетите церковную службу, купите свечи и наберите святой воды. Дома застелите стол зеленой скатертью (можно взять одноразовую бумажную), поставьте свечи треугольником перед иконой, в центре треугольника расположите граненый стакан со святой водой.

Прочитайте Отче наш, перекреститесь и отпейте из стакана 3 небольших глоточка воды. Затем поднесите стакан к губам и трижды прошепчите заговорные слова. Ваше дыхание должно касаться поверхности воды, чтобы слова проникли внутрь водной стихии:

Затем поставьте стакан на место, свечам дайте догореть до конца, огарочки приберегите. Из стакана умойте лицо, полотенцем не вытирайтесь — пусть вода высохнет сама.

Обряд повторите еще 2 раза — на следующий день и через день. Наливайте новую воду в стакан, зажигайте новые свечи. После соберите все огарки и отнесите в церковь. Их нужно положить в ведерко для огарков, которое находится в храме. Купите свечи и поставьте за свое здравие, здравие родных и своих врагов. По выходе из храма следует подать милостыню просящим. Также желательно сделать посильное пожертвование на храм.

Избавиться от обиды

Если вас обидел какой-то человек, и обида не дает спокойно спать по ночам, нужно постараться встретить этого человека в Сретенье. Никаких ритуалов проводить не надо: просто первым поздоровайтесь с этим человеком. Обиду как рукой снимет, тяжкий груз спадет с плеч. Это проверенный веками метод избавления от горечи обид и разочарований.

Обережная свеча

Знахари рекомендуют в Сретенье сделать 2 важных дела: набрать святой воды и купить сретенские свечи. Эти  свечи называют по-старинному громницами. Раньше свечки зажигали у образов во время буйства стихии. По приходу домой из церкви свечку зажигали на какое-то время и просили у Бога благословения на будущий урожай и защиту от половодья.

Сретенские свечи отличаются от других, потому что их освящают особым чином. Так же и воду освящают большим чином, как крещенскую. Поэтому окропление водой может исцелить многие недуги, а свечи зажигают вао время чтения молитв за болящего. Также сретенские свечи зажигают, когда просят у Бога благословения на важные дела.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 3274
Источник: https://TayniyMir.com/obryadi/gromnicza.html

Украинские обряды

Почтовая марка Украины. «Сретенье» на Львовщине.

Украинцы и в некоторых местах русские на праздник Сретения освящают в церквах воду. Освящённая сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого «присрета» (т.н. сглаз).

Блок: 5/13 | Кол-во символов: 288
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)

Что нельзя делать

Церковные правила в двунадесятые праздники связаны, в основном, с запретом работы. Это обусловлено тем, чтобы человек отстранился от повседневных дел и посвятил свои мысли Господу. Поэтому хозяйкам запрещалось делать уборку, мыть грязную посуду, заниматься рукоделием. Конечно, доить коров и кормить домашнюю скотину разрешалось, так как это необходимые дела.

Церковные правила были связаны с запретом сквернословия и конфликтов в благословенные дни. Нельзя было спорить, выяснять отношения и ругаться.

Обратите внимание! В народе существовало поверье, что в Громницы лучше не покидать пределы собственного подворья, чтобы не потерять удачу.

Нельзя было отправляться в дальний путь, так как это отнимало время от посещения богослужений и домашней молитвы. Все великие церковные праздники нужно было проводить в кругу семьи либо с близкими родственниками.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 875
Источник: https://TayniyMir.com/obryadi/gromnicza.html

Чешские обряды

Праздник Громнице (чеш. hromnice) у чехов и словаков связан с традицией святить в церкви свечи (чеш. и словацк. hromnicky). День этот называется и праздником свечей (чеш. svátek sviček).

Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно.

Во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года.

Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» (чеш. na Hromnice o hodinu více). Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. По чешским поверьям: «На громницы должен жаворонок пискнуть, даже если должен будет замёрзнуть» (чеш. Na hromnice musi skrivan vrznout, i kdyby mel zmrznout).

С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды (Великого поста).

Блок: 6/13 | Кол-во символов: 1082
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)

Перун или Перуница?

До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна. Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять.

Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница (Перуница) выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы.

Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём.

Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1744
Источник: https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/sretenie-gromnica/

Приметы на Громницу

В течение многих веков наши предки в этот праздник следили за погодой. Согласно капризности торжества Громовика, они делали вывод о будущем лете. Если 2 февраля (по старому стилю) была гроза, которая среди зимы не была привычной, люди уже ждали скорого наступления весны. Если был услышан гром посреди голого леса, наступающее лето наверняка становилось неурожайным. По этой причине во время праздника Громовника славяне часто обращались к небесам. Они приносили жертву Перуну, а в честь Маланьицы пекли блины и пели песни, чтобы божество посодействовало скорому наступлению тепла. Специалисты наблюдали 15 февраля за погодой. Каким окажется весь день, такой окажется и весь ближайший месяц. Если же погода окажется ясной и солнечной, весна окажется ранней.

Если на Громницу наблюдали капель, весна окажется ранней. При появлении метели 15 февраля говорили, что до конца месяца подобная погода сохранится. Славянские ребята, которые жили на территории нынешней Украины, собирались на пригорке и вместе обращались к Солнцу, призывая его почаще выглядывать. Если после их слов небесное светило появлялось на небосводе, оно знаменовало встречу зимы и весны. В день Громницы во многих регионах люди совершали разные обряды по закликанию тепла.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1260
Источник: https://pronedra.ru/gromnica-narodnyj-prazdnik-kotoryj-chtyat-15-fevralya-450607.html

Польские обряды

Считалось, что Громничная Богородица и «громничная свеча» защищают от волков

Раньше 2 февраля повсеместно в Польше отмечали праздник Божьей Матери Громничной (польск. Matki Bożej Gromnicznej). Само название праздника говорило об ожидании весны с её первыми грозами. В костёлах светили свечи — громницы. Во время грозы такую свечу зажигали и ставили на окно для защиты от удара молнии. Детям, а в старину и взрослым, такой свечой подпаливали волосы с четырёх сторон головы, чтобы они не боялись грома. Детям прижигали волосы и для того, чтобы не боялись волков. Свечу, обвязанную прядью льна, святили, считая, что это способствует хорошему урожаю льна. В этот день гадали о будущем урожае: «Если на Громницу ясно, в амбаре будет тесно» (польск. Jak nа gromnice jasno, w stodołach ciasno); пасмурная погода предвещала хороший урожай мёда. Дымом от громничной свечи изображали на дверях избы или на потолочной балке крест, чтобы зло не могло войти в дом. В конце XIX века поляки на Громницы зажигали столько свеч, сколько в семье членов: считалось, чья свеча потухнет раньше, тот и умрёт скорее.

В польском Поморье плотно закрывали окна и двери хлева, чтобы домашние животные не видели солнца, иначе во время весеннего выпаса они будут болеть. Если было солнечно — домашнюю птицу не выпускали на улицу. Поляки считали, что лучше волка увидеть в стаде овец, чем солнце на Громницы. Чехи и поляки верили, что на Громницы первый раз должен запеть жаворонок. даже если бы он от этого замёрз. «А если жаворонок на Громницы не запоёт — зима ещё долго протянется».

Известна польская легенда о встрече Громничной Богородицы с волком. В холодную февральскую ночь за Девой Марией крался волк. Этого волка искали крестьяне, чтобы убить. Встретив на дороге Богородицу, крестьяне спросили её — не видела ли она волка. Она ответила, что не видела, и не выдала волка. Затем Божья матерь предложила им поискать волка в своих сердцах и отправила по домам. Когда после этих слов крестьяне ушли, из-под её пальто высунулась голова волка. Богородица отругала его, но не смогла выдать волка, так как его страдания тронули её сердце. У поляков существовало поверье, что Божья Матерь Громничная, и её атрибут «громничная свеча» — защищают от волков.

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 2241
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)

Легенда о громовержце змее и Оленухе

Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева (автору откровенно и честно слышится Огненная Дева). Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию. В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы. Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям. Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью. Данное явление символизирует перелом зимнего времени на весеннее, то есть речь идёт о двух больших славянских праздниках — Громница и Масленица.

Когда змей громовержец замечает пропажу своего ожерелья, он наполняется свирепостью и вслед за матушкой Оленухой поднимается из своей подземной обители на поверхность. Подобное явление символизирует весеннее равноденствие. Змей хочет настигнуть ту, что украла у него Огнедеву, но матушка Оленуха не теряет время зря, и в попытках уйти от преследования, поднимается в небесную обитель. Это символизирует славянский праздник Русалий день, и конечно Белтан.

Всё же матери всего живого не удаётся избежать участи попавшиеся в лапы чудища жертвы, но настигнув её великий змей не в силах противостоять очарованию и притяжению богини. Таким образом оба божества соединяются в лихорадочном любовном экстазе, чем олицетворяют единство мужского и женского начала, и неизбежность притяжения между ними. Подобное божественное соитие находит свой отклик в таком славянском празднике, как Купала. Великий змей возвращает себе своё чудодейственное оружие, тем самым возвращая самому себе силы. После этого, змей не желая расставаться со своей возлюбленной Оленухой, увлекает её за собой, в свои подземные чертоги.

Когда богиня повторно спускается в подземные владения великого змея, она избавляется от своих рогов (автор немного в шоке, хотя наверно имя Оленуха, богиня получила не просто так). Рога богини служили символом мудрости и её силы. Оленуха оставляла свои старые рога в подарок своим смертным и земным детям. Это символизирует осеннее равноденствие и славный праздник Богач. После всего этого, громовержец змей обретал покой и вновь предавался своему сну. Данное действие обозначало приход зимней поры. Здесь уже речь идёт о празднике Коляды и о зимнем солнцестоянии. Но, вопреки всему, матушка Оленуха, вновь стремилась выбраться наружу. Она отращивала новые рога, и вновь отнимала у спящего змея его украшение. Она вновь поднималась наверх к своим земным детям, и таким образом замыкала цикл одного года, и приносила новую Громницу.

Таким образом, праздник Громницы является олицетворением не только первой встречи весны и зимы, но и пробуждения земли, выхода первой силы. В этот день было принято танцевать обрядовый танец — Огнедеву (какое совпадение, ведь именно так в легенде называется ожерелье великого змея). Этот танец олицетворяет женское начало и его силу. Танцевать Огнедеву было принято вокруг обрядовых свечей (возможно, тут ввиду имеются именно громовые свечи).

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 3494
Источник: https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/sretenie-gromnica/

Болгарские Трифунцы

На юге Болгарии кое-где в этот день делали прогнозы погоды на предстоящий год, а также старались предугадать урожай. На западе Болгарии характерно празднование первых трёх дней февраля, которые назывались трифунцами в честь св. Трифона. Считалось, что в эти дни бесятся волки, и поэтому их называют ещё «волчьими праздниками». В народе возникло множество запретов: имя волк старались не произносить, чтобы он не наделал вреда. «Волчьи праздники» праздновались и осенью, в начале рождественского поста, и запреты тогда такие же, как и в пограничный весенний период.

Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно».

См. также: Трифон Зарезан

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 901
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Сретение / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 153–155. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. — М.: Индрик, 2000. — 336 с.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 3. — 840 с. — ISBN 5-85759-013-2. Архивная копия от 16 апреля 2015 на Wayback Machine
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 2. — 400 с. — ISBN 5-265-03306-8.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 3. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Ганцкая О. А. Поляки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 202–220. — 356 с.
  • Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 221–237. — 356 с.
  • Медведь / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 211–215. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Погода // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Эксмо, 2008.
  • Колева Т. А. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 274–295. — 356 с.
  • Неверович В. В. О праздниках, поверьях и обычаях у крестьян белорусского племени, населяющих Смоленскую губернию // Памятная книжка Смоленской губернии на 1859. Вторая часть. — Смоленск: Типография Губернского Правления, 1860. — С. 123–254.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Солодовникова, Н. В. Обрядовый фольклор Красненского района // Традиционная культура Белгородского края. – Вып. 2. – Красненский район. – Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционной тетради» / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: ГУК «БГЦНТ», 2008. — Вып. 22. — С. 18—28.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — М.: Издательство ВГУ, 2005. — С. 7—21.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
  • Юдин В. Н. Дни величальные: страницы народного христианского календаря. — Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1992. — 318 с. — ISBN 5-7633-0479-9.
  • Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. — Мінск: Беларусь, 2004. — 592 с. (недоступная ссылка)  (белор.)
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Васілевіч У. А. Грамніцы // Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя / Рэдкал.: І. П. Шамякін і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989. — С. 158.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
Блок: 12/13 | Кол-во символов: 4547
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8)
Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 35138
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5_(%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8): использовано 7 блоков из 13, кол-во символов 11766 (33%)
  2. https://TayniyMir.com/obryadi/gromnicza.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4605 (13%)
  3. https://pronedra.ru/gromnica-narodnyj-prazdnik-kotoryj-chtyat-15-fevralya-450607.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1260 (4%)
  4. https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/sretenie-gromnica/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 14703 (42%)
  5. https://ladstas.livejournal.com/726074.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2804 (8%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий