День преподобного Нестора Летописца — разъясняем подробно

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

 

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 670
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Сведения о жизни

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с упоминания её безымянного автора — черноризца Печерского монастыря. Имя Нестора имеется только в одном Хлебниковском списке, найденном в 1809 году: «Повѣсти врѣменных лѣт · Нестера черноризца · Феодосьева манастиря печ(е)рьскаго…». Этот список был составлен в конце 1550 — начале 1560 годов, в нём имеются собственноручные правки киевского митрополита Петра Могилы от 1637 года. Дважды Нестор-летописец упоминается в сочинениях жившего в XIII веке печерского инока Поликарпа, дошедших до нас в составе «Печерского патерика». В датируемом 1214—1226 годами послании Поликарпа к архимандриту Акиндину прямо указывается на Нестора как автора Летописи («Нестер, »). Второй раз Нестор упомянут в сочинении Поликарпа о Дамиане, Иеремии, Матфее и Исакии: «блаженный Нестер в Лѣтописци написа о блаженых отцихъ: о Демиане, и Еремѣи, и Матфѣи, и Исакыи». Те же самые сведения присутствуют в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.


Историк В. Н. Татищев считал, что Нестор родился на Белом Озере. Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «И приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Кроме того, можно сделать вывод, что летописец был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался «старець добрый» Янь, «у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць». Больше достоверных сведений о Несторе, в том числе и о его внешнем виде, нет.

Считается, что Нестором написаны также «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», но слог Нестора-агиографа очень своеобразен и совершенно не похож на слог автора начальной летописи.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1888
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых  и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

 

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

 

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1715
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Канонизация и мощи

Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церковью; день памяти — 27 октября по юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры.

Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-католической церкви.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 314
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1269
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Память

В СССР и на Украине были выпущены почтовые марки, посвящённые Нестору.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца.

Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету, посвящённую Нестору Летописцу, достоинством в 50 гривен.

Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве, Владимире и Борисполе (Киевская область, открыт 27 июня 2017 года).

В Киеве возведены два храма во имя преподобного Нестора Летописца: по улице Промышленной (в 2010 году) и по улице Доброхотова на территории Киевского университета права НАН Украины (в 2013 году).

На Украине 9 ноября в день чествования памяти преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.

  • Почтовая марка СССР, 1978 год. Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора

  • Почтовая марка Украины, 1998 год. Монах-летописец Нестор

  • Золотая юбилейная монета Украинского национального банка, посвящённая Нестору Летописцу

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1062
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.

Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

 

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2295
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

 

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории

Лицевой летописный свод

Читать онлайн

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3025
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 13637
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 3264 (24%)
  2. https://pravlife.org/ru/content/9-noyabrya-den-pamyati-prepodobnogo-nestora-letopisca-pecherskogo: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1399 (10%)
  3. https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 8974 (66%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий