День Антония Римлянина, новгородского чудотворца

В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний.

Анто́ний Ри́млянин (около 1067 — 3 августа 1147) — святой Русской православной церкви, основатель новгородского Антониева монастыря. Канонизирован в лике преподобных. Память совершается (даты по юлианскому календарю) 3 августа в день преставления, 17 января в день тезоименитства с преподобным Антонием Великим и в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 441
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Прибытие Преподобного в Россию

Преподобный Антоний Римлянин родился в Р РёРјРµ в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.

Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане. В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.

5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Его понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.


Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2016
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6275727/post439198454/

Литература

  • НПЛ (по указ.); ГВНиП. № 102, 103;
  • ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34.
  • Житие прп. Антония Римлянина // ПС. 1858. № 5. С. 151-171; № 6. С. 310-324.
  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 306-311;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48-51;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235;
  • Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303;
  • Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210;
  • Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers» // Orbis scriptus: D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585;
  • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59;
  • он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56;
  • он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357;
  • Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // НИС. Л., 1984. № 2 (12). С. 203-207;
  • Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97;
  • Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.
  • Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310;
  • Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222;
  • Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием // Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201;
  • Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164;
  • Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56;
  • Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143;
  • Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56;
  • Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81;
  • Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299.
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2207
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3631.html

Житие

Преподобный Антоний в житии

Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял монашеский постриг. Проявлял усердие в изучении древнегреческого языка, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Когда «князи» области, где находился монастырь, и «латиняне» начали гонения на православие, Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Минуя «тёплое море», Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн в 1119 году. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом основанного им монастыря. Он управлял обителью 16 лет, накануне кончины назначив своим преемником инока Андрея, которому приписывается авторство жития.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1614
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Почитание и мощи

В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты и переданы в антирелигиозный музей; считались утраченными. В 2016 году кандидат биологических наук Денис Пежемский завершил 20-летнюю работу по изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе Новгорода:

Рассказ о путешествии святого Антония на камне вошёл в русский фольклор.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 529
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Использованные материалы

  • А. В. Назаренко, Л. А. Секретарь. «Антоний Римлянин» // Православная энциклопедия, т. 2, с. 675-677
  • «Преподобный Антоний Римлянин» // Православие.Ru

  Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова.М. -Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 58-59

  ГИМ. Хлуд. № 199, конец XVII века

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 404
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3631.html

Научная интерпретация

Житие святого носит в значительной степени легендарный характер, но его деятельность подтверждается историческими источниками: новгородские летописи упоминают строительство монастырской церкви, поставление в игумены и смерть Антония. Сохранилась (в нескольких списках, самые ранние датируются XVI столетием) духовная грамота святого, частично включённая в текст жития. Тем не менее до середины XVI века римское происхождение Антония никак не упоминалось и не подчёркивалось. Возможно, предание о его путешествии из Рима в Новгород сложилось в эпоху, когда потеря Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь (конец XVI — начало XVII века). Тогда же сложилась и окончательная редакция жития, в основе которой мог лежать текст, действительно принадлежащий ученику святого монаху Андрею.

Кроме того, в XII веке словом «римлянин» мог называться выходец не только из Рима, но и из других частей Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1067
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 10747
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 3651 (34%)
  2. https://www.liveinternet.ru/users/6275727/post439198454/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2016 (19%)
  3. https://pravlife.org/ru/content/16-avgusta-pamyat-prp-antoniya-rimlyanina-novgorodskogo-chudotvorca: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2469 (23%)
  4. https://drevo-info.ru/articles/3631.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2611 (24%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий